'
Адилов О.К., Умиров И.И., Абдурахманов М.М.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА *
Аннотация:
в этой статье приведен анализ существующих работ, посвященных к проблемам экологии автомобильного транспорта. Проведен анализ экологической безопасности автотранспортного комплекса
Ключевые слова:
автомобиль, окружающей среде, экологическая безопасность, перевозка, количество
Достоинствами автомобилизации является насыщение общества транспортными средствами, а также предприятиями и сооружениями, необходимыми для их производства и эксплуатации. Однако этот прогрессивный процесс характеризуется некоторыми отрицательными явлениями, наносящие существенный ущерб обществу и окружающей среде. С увеличением материальных и культурных потребностей человека, охрана природы и защита окружающей среды от искусственных вредителей считается одна из самых актуальных проблем современности. Всякое преобразование природы, начиная с добычи горных пород и кончая до выпуска полезных продукт, связано с услугами автомобильного транспорта. С развитием научно–технического прогресса особую остроту приобретает проблемы взаимоотношений человеческого общества с природой, а также вопросы сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды. При формировании и реализации политики в области развития и обеспечения функционирования АТК, предлагаются некоторые принципы обеспечения устойчивого развития транспортных систем. -удовлетворение транспортных потребностей не должно приводить к такому уровню негативного воздействия, который ставит под угрозу здоровье населения и состояние окружающей среды; -транспортная система должна проектироваться и эксплуатироваться таким образом, чтобы для всех социальных групп население обеспечивались социальная справедливость при удовлетворении транспортных потребностей, охрана здоровья и безопасность, повышения качества жизни; - принятие решений в области транспорта должна основываться на комплексных подходах и их планированию и оценке возможных последствий, учитывающих вопросы охраны окружающей среды, здравоохранения, энергетики, финансов; - транспортная система должна эффективно использовать землю и другие природные ресурсы, сохраняя при этом жизненно важную среду обитания; В указанной работе основной упор делается на решение организационноправовых вопросов охраны окружающей среды от вредных воздействий АТК. Авторами были сформированы измерители экологической безопасности автомобиля такие как; - безопасность перевозочного процесса; - безвредность воздействия на окружающую среду; - транспортный комфорт; - сохранения природных ресурсов; - транспортная эффективность. В дальнейшем были разработаны соответствующие требования на измерители экологической безопасности АТК в соответствии законодательствами развитых стран мира. Согласно утверждению авторов источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: - энергоустановка (отработавшие газы, детали топливоподающей аппаратуры, систем смазки и охлаждения, аккумуляторная батарея); - элементы ходовой части (шины, тормозные накладки); - трансмиссия (диск сцепления, картер, коробки передач, главная передача); - покрытия (краски, лаки, пластики, антикоррозийные покрытия т.п.). Присутствие этих вредных компонентов является результатом неполного сгорание топливовоздушной смеси и протекающих в процессе окисления при высокой температуре побочных реакций. К числу нежелательных компонентов относятся окись углерода (СО2), обнаруживаемая в продуктах сгорания даже при избытке воздуха, 1,0 ; окислы азота, представляющие собой смесь разных окислов NO,NO и.т.д 2 ,из которых наиболее токсичны NO2 ; углеводороды CхНубольшая группа различных соединений; альдегиды акролеин 0 CH2 CH CH и формальдегид 0 H2C ; частицы сажи – твердый углерод. Компоненты , , СO СхНу альдегиды и сажа являются результатом неполного сгорания и термического разложения углеводородов даже тогда, когда имеется избыток кислорода. Окис углерода образуется в сравнительно больших количествах (5- 10%,[7]) в двигателях с искровым зажиганием при работе на обогащенной смеси. В случае работы на бедной смеси, в частности, характерной для дизеля, при впрыске топлива в камеру сгорания оно неравномерно распределяется по объему и появляются зоны, в которых 1 (1-10%,[7]). В таких условиях также может образоваться СО, однако ее концентрация сравнительно невелика. Содержания углеводородов СхН у, в продуктах сгорания объясняется наличием пристеночных зон в камере сгорания, где вследствие соприкосновения заряда по стенкам, имеющими сравнительно низкие температуры, происходит гашения пламя. Альдегиды получается в тот период, когда процесс окисления протекает при низких температурах. Такое явление наблюдается при пуске, а также на рабочих режимах, в тех зонах, где горящая смесь охлаждается сравнительно холодными поверхностями, ограничивающими камеру сгорания. В дизеле, где впрыск топлива начинается непосредственно перед началом сгорания, альдегиды образуется при так называемых предпламенных реакциях, протекающих в период подготовки топливовоздушной смеси к сгоранию. Сажа, состоящая в основном из углерода, образуется в результате распада углеводородных молекул при недостатке кислорода. Такое протекание процесса характерна для дизеля, где при общем избытке кислорода ( 1) в различных зонах камеры сгорания состав смеси неодинаковый. В результате в зонах, где смесь переобогащенной ( 0,5) , наряду со сгоранием происходит распад топлива и выделяется углерод (сажа). В карбюраторных двигателях состав смеси однородный, и сажа при нормальной работе двигателя образуется практически в незначительных количествах. Окислы азота поучается при наличие атомарного кислорода в тех зонах камеры сгорания, в которых резко повышается температура в результате химической реакции окисления углеводородов топлива. Известно, что образование моно оксида и диоксида углерода связано преимущественно с процессами горения, но не технологическими процессами жизненного цикла. А источниками выделения углеводородов, не связанных с процессами горения, являются в основном утечки и испарения в технологических процессах нефтепереработки, лакокрасочных материалов. В составе отработавших газов автомобильных двигателей присутствуют углероды, образующиеся двумя путями: в результате реакций цепочное–теплового взрыва когда образуются ПАУ, альдегиды, кетоны, фенолы, а также в результате неполного сгорания топлива. Скорость распространения паров топлива в окружающей среде вследствие диффузии определяет протекание диффузионного испарения. Закономерность молекулярного переноса описываются законом Фика, который связывает удельный поток пара j с градиентом его концентрации С: j Dn gradC (1) где Dn -коэффициент диффузии паров топлива Этот уравнение справедливо для описания диффузии в подвижной среде в условиях статического испарения из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора. В данной работе основное внимание уделяется процессам удаление газообразных загрязнителей путем абсорбции, адсорбции, конденсации, химической обработки и окисления. При очистке и нейтрализации отработавших газов автомобильных двигателей, а также при очистке уходящих газов тепловых электростанций, котельных, мотор испытательных станций широко используется методы дожигание и химическая обработка.
Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 2
Ссылка для цитирования:
Адилов О.К., Умиров И.И., Абдурахманов М.М. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА // Вестник науки №2 (35) том 2. С. 74 - 82. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4194 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*