'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  104 просмотров

Клименко А.А., Мирошниченко Ю.И.

  


РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИКОН СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА *

  


Аннотация:
статья посвящена описанию речевых особенностей в современной студенческой среде, предложена типология студентов относительно их речевого поведения на основе некоторых факторов. Предложена характеристика речевого портрета студента КУБГАУ   

Ключевые слова:
студент, речевой портрет, типы речи студентов, речевая культура   


Речевая культура – составная часть культуры народа, связанная с использованием языка и включающая в себя язык в его социальных и функциональных разновидностях. В процессе развития каждый народ выбрал свою речевую культуру, поэтому выделяют 4 основных типа: Элитарный тип. К этому типу относятся люди, имеющие высшее образования и совмещающие в себе все стили речи; Среднелитературный тип. К этому типу относятся люди, не делающие грубых ошибок в произношении, употреблении языковых средств. В целом соблюдают коммуникативные правила и нормы речевого этикета, но в их речи, особенно в неподготовленной, иногда могут встречаться нарушения правил, а также жаргонная лексика. Разговорно-обиходный тип. Представители данного типа речевой культуры не владеет функциональными стилями, испытывает трудности с письменной речью, в их речи используются просторечия, жаргонная лексика, диалектизм. Фамильярно-разговорный тип. Носители этого типа регулярно нарушают нормы, употребляют стилистически сниженные и грубые слова, используют ненормативную лексику. Большинство культурных, грамотных людей принадлежат к так называемому среднелитературному типу речевой культуры, носители которого не допускают серьезных ошибок в словоупотреблении, произношении, построении предложений, умеют говорить и писать правильно. В век высоких технологий и интернета продолжает существовать проблема безграмотности молодого поколения и носителей русского языка. Для людей является трудностью составление связной речи с использованием элементарных языковых норм русского языка. Снижается уровень грамотности населения, увеличивается количество ошибок и нарушений нормы как в бытовом общении, так и в СМИ, и на политической арене. Нарушение литературных норм всё чаще привлекает внимание общественности, которой не безразлично будущее родного языка. Сегодня русский язык, участвующий в процесс глобализации мира, проходит испытание «на прочность». Обучение в высших учебных заведениях помогает сформировать культурную речь у будущих специалистов. Для студента современного высшего учебного заведения присущ уникальный тип общения-студенческий. Он вобрал в себя все стили речи, что объясняется вовлеченностью молодого поколения в учебный процесс и использование им минимальных знаний, полученных за школьной скамьёй.  Лексикон современного студента сочетает в себе разнородные элементы: жаргоны, сниженная и просторечная лексика, иноязычные слова, инвективы, эмотивно-экспрессивные характеристики, слова-паразиты. В структуре молодежного жаргона собрано многочисленные тематические группы: а) названия людей: предки-родители; чувиха –девушка; б) названия частей тела человека: фары -глаза; чердак -голова; в) названия предметов и понятий, связанных с учебным процессом: препод -преподаватель; матан -математика; вышка -высшая математика; физуха -физкультура; абитура, -абитуриенты; шпора -шпаргалка; пятак -пятерка; зубрить -учить; слизатьсписать; допрос -экзамен. При этом студенты, обучаясь в ВУЗе, используют академическую речь, относящуюся к научному стилю. Научная речь осталась единственной сферой, которую не затронула вульгарность и сниженная лексика. По мнению лингвистов, научный стиль остался один из немногих стилей, который не попал в процессе глобализации под стихию сниженности. Таким образом, современного студенчество совмещает в себе два типа речевой культуры: разговорный и научный. Будущие специалисты, обучающиеся в КУБГАУ, обладают коммуникативными навыками, используют средства выразительности, с целью обогатить и придать окраску своей речи, отражая тот факт, что они обучаются в ВУЗе. Речь студентов КУБГАУ разнообразна и включает в себя как фамильярно-разговорный, так и среднелитературный тип общения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Клименко А.А., Мирошниченко Ю.И. РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИКОН СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 9 - 12. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4202 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4202



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.