'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  106 просмотров

Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К.

  


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УСЛОВИЯ ИХ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены некоторые факторы успешного формирования общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Показано, что формирование компетенций – это основная цель образования   

Ключевые слова:
общекультурная компетентность, профессиональная компетентность, общепрофессиональная компетентность, компетентностный подход, содержание образования   


Вовлеченность высшего профессионального образования в инновационные процессы находит свое отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, особенностью которого является ориентация на формирование у обучающихся определенных компетенций. Именно этот набор компетенций, которые отражены в ФГОС ВО и должны быть сформированы у выпускников, что обеспечивает готовность молодого специалиста к успешному осуществлению профессиональной деятельности [1]. Отличия компетенций от других продуктов-результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом; позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности. Компетенция является дидактической единицей усвоения, такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с поставленными задачами. Каковы же условия, необходимые для формирования необходимых компетенций и успешной подготовки будущего специалиста, востребованного на рынке труда? Важной составляющей процесса образования на современном этапе является широкое применение таких средств обучения, которые способны сформировать у студента необходимые навыки и профессиональные качества[2]. Задача преподавателя состоит не только в изложении новых знаний, но и в умении направить участников обучения на самостоятельный поиск оригинальных решений проблемных ситуаций, на повышение активности и инициативы. В новых условиях преподаватель регулирует и организует учебный процесс, готовит методическое обеспечение, формулирует темы, вопросы и задания для обсуждения в группах, проводит консультации, контролирует выполнение намеченного плана, и в то же время для него открывается возможность выбора и сочетания наиболее эффективных методов обучения, что, несомненно, способствует повышению качества учебного процесса. Стратегическая задача преподавателя состоит в том, чтобы активно внедрять и использовать как известные активные и интерактивные формы, так и свои оригинальные разработки, то есть активно участвовать в процессе совершенствования учебного процесса [3]. Для реализации требований современных стандартов в рабочей программе дисциплины (модуля)  преподавателем должны быть отражены конкретные рекомендации по использованию активных и интерактивных форм обучения с кратким изложением технологии их применения. На всех видах занятий должно применяться современное проблемное обучение при условии, что преподаватель, обучаемые и учебный материал готовы к занятию, выработан четкий план его проведения. Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, заключается в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций. Задача преподавателя — изложить проблемную ситуацию до получения необходимой информации для ее решения. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации. Учебные проблемы должны быть доступными по уровню сложности, учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности. Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике. Следует также учесть, что способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессиональным качеством многих специалистов. Следовательно, в процессе обучения должны формироваться элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании. Суть рассматриваемой технологии можно представить в совокупности трех частей: 1. Систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний. 2. Формирование у студентов навыков рационального «сжатия» информации  и ее когнитивно-графического представления. 3. Включение в учебный процесс визуальных моделей, которые должны иметь четкие этапы и методические решения. Другая составляющя успешного освоения образовательных программ – это комплекс мер по совершенствованию методической работы вуза. Важным фактором, влияющим на качественную подготовку будущего специалиста, можно считать повышение квалификации преподавателя. Эффективность процесса повышения квалификации зависит от конечных результатов деятельности образовательного учреждения и определяется тем, как в ней реализуются основные функции выявления и решения проблем: проблемно ориентированного анализа состояния педагогической системы; поиска возможностей решения проблем, планирование нововведений; мотивация исполнителей; осуществления изменений, мониторинга, оценки и регулирования процессов изменений. Повышение квалификации преподавателей через внедрение в образовательный процесс информационных технологий, сопряжено с решением таких задач, как обновление и систематизация информационных ресурсов образовательного процесса; разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса; выявление и характеристика системы педагогических средств, способствующих формированию и повышению компетентности педагогов; разработка методических рекомендаций для педагогов и администрации образовательного учреждения по организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях информатизации образования; создание виртуального методического кабинета; создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения образовательного процесса ОУ.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УСЛОВИЯ ИХ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 13 - 19. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4203 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4203



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.