'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  100 просмотров

Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К.

  


ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены условия успешной подготовки обучающихся в медицинском вузе. Показано, что формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций – это основная цель образования. Сформулированы критерии для установления уровня профессиональной компетентности. Заявлена главная установка в процессе подготовки специалиста – усилить практическую направленность профессионального образования   

Ключевые слова:
общекультурная компетентность, профессиональная компетентность, общепрофессиональная компетентность, компетентностный подход   


Одно из базисных положений образовательных стандартов состоит в том, что существовавшая долгое время традиционная знаниевая парадигма уступила место компетентностей парадигме. Обучение "вечным истинам", разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта обучаемый не может считаться подготовленным к жизни [1]. Отличия компетенций от других продуктов-результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом; позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности. Компетенция является дидактической единицей усвоения, такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с поставленными задачами. В настоящее время ученые пытаются не противопоставлять образовательные парадигмы, а рассматривать их с различных точек зрения, исходя из собственных представлений о педагогической парадигме [2]. Изменения в содержании образования связаны с внедрением заданного и практико-ориентированного подходов к отбору материала с сохранением принципа фундаментальности. Можно предположить, что управление инновационными процессами образования на ближайшие 10–15 лет будет подчинено достижению базовых целевых ориентиров, в числе которых свободный выбор человеком траектории образования, реализация принципа вариативности содержания образования… [3]. Важной составляющей процесса образования на современном этапе является широкое применение таких средств обучения, которые способны сформировать у студента необходимые навыки и профессиональные качества. В качестве критерия успешного прохождения профессионального обучения на современном этапе выступает высокий уровень сформированности компетенций [4]. Задача преподавателя состоит не только в изложении новых знаний, но и в умении направить участников обучения на самостоятельный поиск оригинальных решений проблемных ситуаций, на повышение активности и инициативы. Важнейшими факторами качественной подготовки специалистов, в том числе медицинского профиля, является применение различных интерактивных форм обучения. Основа активного и интерактивного обучения – это прежде всего  диалоговое обучение на базе взаимодействия как между студентами и преподавателем, так и между самими студентами на базе индивидуальной, парной и групповой работы, использование проектной работы, ролевых игр, формирование навыков работы с различными источниками информации и документами. Стратегическая задача преподавателя состоит в том, чтобы активно внедрять и использовать как известные активные и интерактивные формы, так и свои оригинальные разработки, то есть активно участвовать в процессе совершенствования учебного процесса, в том числе и у постели больного. Для реализации требований современных стандартов в рабочей программе дисциплины (модуля) преподавателем должны быть отражены конкретные рекомендации по использованию активных и интерактивных форм обучения с кратким изложением технологии их применения. Группа пассивных методов – это форма обучения, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. Связь преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Эффективность усвоения студентами учебного материала пассивным методом невысока. Однако, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы: это невысокие трудозатраты на подготовку к лекции, гибкость в изложении материала, возможность преподнести большое количество учебного материала в ограниченное время и др. [5]. Группа активных методов – это форма активного взаимодействия студентов и преподавателя посредством диалога, при которой они являются активными участниками процесса обучения. Активные методы предполагают более демократичный стиль ведения занятий. Преподаватель разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Интерактивное обучение – это различные формы диалогового обучения, реализуемые через взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами. К основным задачам активных и интерактивных форм обучения следует отнести: — пробуждение у обучающихся интереса к изучаемому предмету; — эффективное усвоение учебного материала; — самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); — установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова; — формирование у обучающихся собственного мнения; — формирование профессиональных навыков; — выход на уровень осознанной компетентности студента и ряд других. В ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем не только стоит вопрос выбора наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему их осмыслению студентами

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 20 - 26. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4204 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4204



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.