'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  89 просмотров

Мирошниченко Ю.И., Клименко А.А.

  


ХИДЖАБ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ *

  


Аннотация:
в статье представлена история хиджаба, его влияние на жизнь женщин Запада, на ущемление их прав и свобод   

Ключевые слова:
женщины, религия, хиджаб, свобода, гендерное равенство, Запад   


История сопротивления женщин подчинению сфокусирована в основном на изображении религии манипулирования, чтобы обеспечить доминирование мужчин с последующей пропагандой экономической эмансипации для женщин и пересмотр личных семейных законов. Консервативные принципы мусульманской социальной доктрины до сих содержат общепринятые правила затворничества женщин, соблюдение которого является делом части всей семьи. Чадра, а у арабов хиджаб, является предметом споров и дискуссий между сторонниками и противниками сохранения традиционных ценностей ислама. Женскую одежду в исламе можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). «Хиджаб» означает сокрытие всего женского тела, кроме овала лица и кистей рук, непрозрачной, не облегающей и не привлекающей внимание противоположного пола одеждой. Любая такая одежда будет хиджабом. Важная часть хиджаба — правильно надетый платок, мусульманки носят его так, чтобы были закрыты голова и шея, не выглядывали и не просвечивали волосы. Суфии словом хиджаб называют «мирскую скверну», которая мешает достижению «подлинного» знания (хакика) [1]. Чадра была олицетворением более низкого социального статуса женщин по сравнению с мужчинами. Хиджаб является обязательной частью одежды женщин. Мусульманки носят платок «на людях», исключением является семья, в том числе родственники мужского пола, и другие женщины. В присутствии мужа и детей женщина не ограничена условиями Корана и имеет право носит обычную одежду. Закон разрешает фотографироваться в хиджабе, но овал лица должен быть полностью виден — что, впрочем, не противоречит религиозным установкам. В Коране о том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах). В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди» [2]. Девушка с совершеннолетия обязательно должна носить хиджаб, а приучать носить ученые-богословы рекомендуют с семи лет. Коран закрепляет равенство всех людей перед Богом, а с другой – в мусульманском обществе имеет место неравенство (точнее, определенная ассиметрия) по гендерному признаку: традиционное верховенство мужчин в семье, обществе, их приоритетное право на доступ к социальным благам, образованию, обладанию политическими правами и свободами. Осмысление данной ситуации порождает как минимум два основных вывода, демонстрирующих принципиально разные позиции по вопросу о правовом  положении женщин в исламе. Первый подход основывается на убеждении, что в исламе имеет место прямая дискриминация прав женщин [3]. Ношение хиджаба не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено скорее культурными чертами народа. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция имела объяснение местными моральноэтическими нормами, важной частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов. Затворничество и ношение чадры соблюдалось только в городах и никогда не соблюдалось среди феллахов и бедуинов. Кочевой быт требовал свободы движения и передвижения. В пыльные бури лицо закутывали и мужчины, и женщины. Затворничество женщины было просто невозможно на кочевьях и стойбищах. В египетской деревне тоже не носили чадру как постоянную принадлежность женского туалета. Быт и труд определяли более свободную одежду [4]. С появлением ислама явление обрело религиозное основание и получило широкое распространение, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские законы обеспечили определенную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования, скрывать лицо при посторонних мужчинах, нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды. Хиджаб не всегда подавляет волю женщин. С точки зрения женщинмусульманок арабского мира ношение хиджаба может быть означать самые разные проявления: готовность к сопротивлению, признак идейного единства, стратегия активной борьбы, а также означать покорность или символизировать политический ислам. С одной стороны, конечно, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Принципиальным данный вопрос является для сторонников самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин могут принуждать к ношению хиджаба, причем нередко инициатива исходит от старших женщин. С каких пор платок начал считаться на Западе символом угнетения? Точно отследить происхождение этой идеи, известно, что к восемнадцатому веку европейцы уже воспринимали покрытие женщины как деспотичный обычай в мусульманской среде [5]. В нашем обществе до сих пор существуют страны, в которых появление женщины без традиционного головного убора может нести угрозу не только здоровью, но и даже жизни женского пола. В таких случаях сложно говорить о добровольном выборе. Многие мусульманки скрывают своё тело по собственной воле, так как руководствуются глубокими религиозными взглядами. К тому же, с давних времен хиджаб считался одеждой женщин из зажиточных семей, то есть был в каком-то смысле символом богатства и влияния. В современных западных странах в хиджаб облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят его, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мирошниченко Ю.И., Клименко А.А. ХИДЖАБ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 27 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4205 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4205



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.