'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  102 просмотров

Рыжкова О.Б.

  


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПОДРОСТКА – ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ ВНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫХ *

  


Аннотация:
в статье затрагивается вопрос о причинах проблем в поведении подростков   

Ключевые слова:
трудный возраст, эмоциональная нестабильность, индивидуальная образовательная траектория подростка   


Подростковый, «переходный» или пубертатный возраст - это сложнейший возрастной кризис в жизни человека. Подростковый возраст называют трудным. Чтобы успешно взаимодействовать с подростком, необходимо знать особенности этого возраста. Неверно полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны лишь с его возрастными особенностями. Ведь трудности взаимодействия с подростком редко основаны на одной конкретной проблеме. Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям: - переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов; - эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения. Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов. Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с окружающими можно разделить на четыре группы. Первая группа - проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте. В этот перечень входят: конфликтность, ложь, неисполнение домашних обязательств, снижение успеваемости. Это в значительной степени связано с индивидуальными особенностями. Если есть что-то одно (из выше перечисленных качеств), то в той или иной степени присутствует и все оставшиеся. Весь этот комплекс проблем связан с ошибками родительской или педагогической позиции (опека, авторитарность вместо сотрудничества и партнерства) и особенно с недостатком педагогического внимания со стороны родителей, когда у ребенка не сформированы навыки самостоятельности и конструктивного компромиссного взаимодействия с окружающими. Чем больше таких проблем у подростка, тем труднее ему взаимодействовать с окружающими. Вторая группа - проблемы подросткового возраста. Данный блок проблем связан со спецификой подросткового возраста. Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. Взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых – помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. Третья группа – проблемы новой сферы жизнедеятельности подростка. В эту сферу входят взаимоотношения с окружающими, с противоположным полом, выбор друзей, любовь, выбор профессии, определение критериев успешности жизненного пути, становление мировоззрения, определение смысла жизни. Это наиболее острая сфера проблем, с которой сталкивается подросток. Совершенно определенно, что он не осознает остроту и сложность данных проблем и не подготовлен к ним. Фактически в большинстве случаев с этими проблемами он остается один на один. Проблема неразделенной «любви» очень типична для подростков. На ее почве происходит немало депрессий и суицидов. Четвертая группа – индивидуальные проблемы. Среди большого числа индивидуальных проблем подростков одна из наиболее ярких - физическое насилие. Физическое насилие относится к числу имеющих криминальные последствия. Иногда к подобным случаям подростки приходят вполне закономерно, имея перед тем довольно длинную цепочку правонарушений. Но иногда подобные случаи возникают внезапно, неожиданно ни для родителей, ни для педагогов. Главное лекарство от большинства личностных болезней – это способности (Маслоу А.Г., 1999). Поэтому генеральная линия участия взрослых в жизни подростка - раскрытие способностей, направленных на выбор профессии. Путь к личностному здоровью и удовлетворенностью жизнью - это путь в способности. Следовательно, индивидуальная образовательная траектория подростка должна стать главным приоритетом внимания взрослых. Не хорошая успеваемость, а только раскрытие способностей приводят ребенка к личностному здоровью и личностной зрелости. Ведь абсолютная  успешность в успеваемости по всем предметам не гарантирует успех в формировании личности, а вот успешность в выстраивании жизненного пути на основе способностей гарантирует настоящий подлинный успех и, как следствие, удовлетворенность собственной жизнью. Способности дают ребенку возможность испытать удовольствие от созидательного труда в какой-то конкретной сфере, удовольствие, которое он будет стремиться испытывать в дальнейшем от любой деятельности в любой сфере, в том числе области человеческих отношений, формировании своей личности, освоении тех или иных личностных качеств, решении проблем взаимоотношений с окружающими. Если взрослый в общении с подростком будет игнорировать эту генеральную линию развития, надеясь только на искусство своего общения или общения того или иного специалиста, то такое искусство часто рано или поздно зайдет в тупик. Настоящим средством лечения души являются способности. У подростка очень сложный период, который ему необходимо помочь пройти вместе. От взрослого требуется пристальное внимание, предельная тонкость, деликатность, вдумчивость и осторожность при работе с подростком.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рыжкова О.Б. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПОДРОСТКА – ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ ВНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫХ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 34 - 38. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4206 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4206



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.