'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  116 просмотров

Татриева А.Б., Далиева А.Х.

  


ИДИЛЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. БЕЛОВА 60–70-Х ГГ. О «МАЛОЙ РОДИНЕ» *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается идиллическая модель мира в произведениях В. Белова о «малой родине». Затрагиваются такие проблемы, как любовь к природе, извечное человеческое стремление к счастью, к свободе. Описывается связь героев с окружающей природой. Дается детальный анализ поступков героев. Показана нравственная основа крестьянского существования – многовековой тяжелый труд на земле   

Ключевые слова:
Белов, малая родина, природа, герой, рассказ, сюжет, повесть   


Актуальность исследования заключается в малоизученности художественной модели мира в рассказах В. Белова о «малой родине». Целью данной статьи является анализ недостаточно изученных проблем, затронутых в рассказах писателя. Проблема понимания художественной модели мира связана с определением автора «пространственных представлений», с тем конкретным образом мира, который задан национальной географией. В этом смысле окружающая героев реальность – это не пустота, не просто фон текущих событий, не «пейзажная панорама», а «идеальная позиция» авторского мировоззрения. Определение координат художественного пространства является ключом к пониманию замысла одного текста и творчества писателя в целом. Лучшие примеры «деревенской» прозы связаны с глубоким осознанием «мифа о пространственном ландшафте». Писатели-«деревенщики», продолжая осваивать национальный образ мира, обращаются не к абстрактному пространству необъятной России, а к дорогому сердцу пространства «маленькой родины», известного с детства. Тема «маленькой родины» лежит в основе всего творчества Белова. Герои его произведений тесно связаны с окружающей действительностью, поэтому важное место в художественном мире автора занимают картины природы. Пейзажи родного пространства не являются простым воспроизведением физического ландшафта. Белов художественно понимает природу. Ранние рассказы Белова раскрывают тему «маленькой родины» через тему тяжелой работы на родине. Характеристики художественного пространства Белова определяются не только благоговейно мудрым отношением к его родной природе, но и писателем, затрагивающим моральные основы крестьянского существования, тему многовековой тяжелой работы на земле. Будучи одним из столпов, на которых покоится «крестьянская община», работа становится мерой жизни, мерой отношения человека к земле. Герои произведений «Деревня Бердяка», «День за днем», «Жужжащие провода», не могут представить себя без работы, потребность которой генетически заложена в них. Потеря обычного ритма труда воспринимается как остановка в жизни. В книге эссе «Лад» (1982) писатель, пытаясь обобщить, пытается понять элементы народной жизни сквозь призму крестьянской жизни и труда. Произведение, сочетающее в себе этику и эстетику, по мнению писателя, связано с народным искусством. В крестьянской жизни не было четкого различия между работой и искусством: между мастерами кружева или ткачими тяжесть долгой работы подчеркивалась сложностью модели; плотники «баловались» собой с помощью платба и причудливых коньков [2, с. 71]. Восхищение автора вызвано полевыми работами («Деревня Бердяка»). Работа на земле ощущается как нечто, «предназначенное для провидения», мы видим, как новая жизнь возникает из ниоткуда, как раскрывается великая тайна рождения и увядания. Полевые работы, проводимые крестьянами с особой тщательностью, становятся священными. «Пахотная земля, сев, уборка урожая – все превратилось в какое-то священное действие» [5, с. 22]. Люди предпочитают сезон сена. Кошение как особый ритуал представлен в творчестве многих писателей-деревенщиков. Первый прокос – в некотором смысле, момент инициации, которого они ждут с нетерпением. Опыт предыдущих поколений передается вместе со способностью скашивать газон («Привычное дело»). Тема труда реализована в повестях и рассказах Белова «агро-трудовая идиллия». Подобная идиллия, по словам Бахтина, основана на моменте сельскохозяйственного труда, который создает реальную связь и общность природных явлений с событиями человеческой жизни, единство ритма, общность языка. Особенно важно, чтобы сельскохозяйственный труд трансформирует все аспекты повседневной жизни, лишая их частного, чисто потребительского, мелкого характера [1, с. 123]. Как мы уже отмечали, в более поздних произведениях писатель по-разному расставляет приоритеты: тема «маленькой родины» приобретает философскоонтологическое звучание. Становится важным, что знакомое человеку долгое время пространство может открыться в новой перспективе, прояснить неизвестные грани жизни. В этом, по словам автора, находится «тайное богатство», в котором хранится сдержанный внешний ландшафт. Особенно важны произведения, написанные в русле «лирической» прозы. Такие как, «На родине», 1964; «Поющие камни», 1964; «За тремя волоками», 1965; «Холмы», 1968; «Весенняя ночь», 1973; «Бобришный угор», 1973 и др. В этих работах автор представляет свою родину как гармоничную реальность, оказывающая героям необходимую поддержку. Упоминаемые произведения, которые описывают возвращение человека на родину, похожи по сюжету. Ослабленный сюжет, традиционный для «лирической» прозы, привлекает внимание читателя к мыслям и чувствам, которые посещают героя, который попал в привычное пространство. Для родины важно внедрить фундаментальную модель мира в творчестве писателя, обладающего особой пространственно-временной структурой. На первый взгляд мир, в котором находятся персонажи, не имеет границ. История разворачивается среди бесконечных лесов, полей, бесконечных равнин, бесконечно чередующихся волков. Но ландшафт Белова имеет внутренние географические границы. Чтобы добраться до дома на Бобришном угоре («Бобришный угор»), нужно пройти по извилистой, едва заметной тропе, преодолеть «осечку» – высокую изгородь, обозначающую границы выпаса леса. Деревня Каравайка («За тремя волоками») окружена тремя волоками и холмом со всего мира. Четкая схема пространства в эссе «На родине» приобретает метафорическое значение, воплощенное в символическом образе крепости. Родные места, окруженные лесом, предстают перед героем «сосновой крепостью», противостоящей большому и «грозному» миру [3, с. 11]. Ограниченное пространство в рассказах имеет два аспекта. С одной стороны, автор пытается отличить самый дорогой уголок (дом на холме, родной поселок, полевой холм) от бескрайних просторов севера России. С другой стороны, граница – это способ сохранить пространство «маленькой родины» и защитить ее от внешних воздействий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Татриева А.Б., Далиева А.Х. ИДИЛЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. БЕЛОВА 60–70-Х ГГ. О «МАЛОЙ РОДИНЕ» // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 39 - 45. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4207 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4207



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.