'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  153 просмотров

Татриева А.Б., Далиева А.Х.

  


ПРОБЛЕМА «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»В ПОВЕСТИ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХ *

  


Аннотация:
автором в статье рассматривается проблематика и система образов в повести Ч. Айтматова «Плаха». Затрагиваются такие проблемы, как извечное человеческое стремление к счастью, к свободе, а также страдания, которые выпадают на долю людей и животных. Дается детальный анализ поступков героев, как главных, так и второстепенных. Показана точка зрения писателя на отношения проблемы человека к природе   

Ключевые слова:
проблема, проблематика, сюжет, повесть, человек, природа, катастрофа   


Актуальность исследования объясняется тем, что в ХХI веке произведения писателя-классика русской литературы прошлого столетия требуют объективного прочтения; интерпретация повести «Плаха» нуждается в освобождении от элементов идеологических наслоений, «установок» официального литературоведения советского периода. Целью данной статьи является анализ недостаточно изученных проблем, затронутых в произведении «Плаха». Итак, недавно нашим читателям была предоставлена возможность ознакомиться с большим количеством интересных писателей, поэтов и публицистов. Мы читаем произведения выдающихся классиков русской литературы, которые ранее были запрещены цензурой и не публиковались до середины 60-х годов: стихи поэтов Серебряного века, произведения так называемых возвратившихся писателей [1, с. 21]. Естественно, читателя волнуют проблемы прошлых десятилетий и настоящего. Ведь наша жизнь, правила и обычаи нашего общества, радости и неудачи, которые всегда сопровождают человека в жизни, — все это предстает перед нами на страницах произведений художественной литературы. Одним из великих писателей нашего времени является Чингиз Айтматов. Его работы затрагивают насущные проблемы общества, отражают мировоззрение и психологию человека XX века, затрагивают вечные проблемы добра и зла, взаимоотношения человека и природы, человека и общества. С большой глубиной и своевременностью эти проблемы были поставлены Айтматовым в повести «Плаха» [5, с. 42]. Здесь писателю с необычайной яркостью удалось передать свой опыт, свою боль и радость, изобразив удивительный мир природы, живущий по своим законам, и человека, который варварски связан с этим миром. Проблема экологии и взаимоотношений человека с природой является одной из главных тем истории [4, с. 12]. Двух диких животных, волка и волчицу, которые живут своей жизнью и, согласно своим законам, автор изображает их как полных и сознательных героев. Они умеют думать и чувствовать. Мы узнаем их мечты, их мысли, их отношения друг с другом. Тонко раскрывая их внутренний мир, их психологию, автор рассказа заставляет нас влюбиться в Акбара и Ташчайнара (так называли пару волков), сочувствовать им, когда они попадают в беду. Блуждания волков начинаются с того, что они вынуждены покинуть степи и уйти в горы, что само по себе является нарушением законов природы – волки не живут в горах. Затем трое волчат, которых Акбар так любил, были убиты людьми, преследующими план питания. Опять же, неестественным образом – животные должны продолжать свой вид. В итоге совершается третье преступление, которое приводит к трагедии не только пары волков, но и самого преступника – человека. Казалось бы, все спокойно: «Поев мясо убитого яка, волки возвращаются в логово по тропинке. Первый – Акбар, за которым следует Ташчайнар. И прежде всего они хотели добраться до волчат в норе под камнем, лечь с ними по кругу, успокоиться и затем, хорошо отдохнув, вернуться к любимой туше яка, оставленной в полости» [2, с. 17]. Но кто бы мог подумать, что волчьи мечты будут разрушены из-за их злейшего врага: человека?! Еще раз волчата были похищены. И трезвое и умное терпение Акбара лопнуло. Она не смогла перенести потерю третьего потомства. И началась война «не за жизнь, а за смерть». Рассказом о волчьей паре Айтматов, так сказать, предупреждает человечество о том, что жестокость и неразумное отношение к природе, на протяжении всей жизни в ней рано или поздно превращаются в катастрофу для самого человека. Сжигая степи, мы сжигаем наш дом, мы убиваем животных, в основном мы убиваем себя и своих детей. Параллельно с этой темой Айтматов задает в своем произведении вопрос о моральном облике своего современника. На примере совершенно другого характера, мировоззрения, социальной позиции Авдия, Гришана и других, автор знакомит нас с двумя типами современных людей [3, с. 78]. Первый – Авдий Калистратов. Бывший семинарист, добрый, очень интересный молодой человек. Гришан, лидер группы детей, которые собирают и распространяют анашу, выступает против него. Среди них возникает спор о смысле жизни, цели человека и Бога Этот спор символичен: спор между добром и злом – это то, как можно его описать. У молодежи есть выбор: кому следовать? За Авдием, который прямо объясняет: «Я пытаюсь вывести вас на правильный путь ... В конце концов, вы, Гришан, и те, кто попал под вашу власть, теперь, ради себя, несете вместе с анашей и несчастье для других» [2, с. 69]. Или за Гришаном, который привел детей к преступлению и в конечном итоге предал их? Как часто бывает в жизни, зло побеждает. Желание Авдии убедить мальчиков, поверить в силу доброты и сострадания, обречено на провал. Автор говорит, что одной проповеди недостаточно, чтобы заставить людей идти по правильному пути, для этого необходимы действия. Однако Авдий не был готов к этому. Если проследить его историю, то заметите, что он ничего не сделал, ничего не добился в жизни, поэтому, вероятно, Авдий умирает от рук сильнейших, умирает в степях, совершенно один, не понимая и не достигая ничего. Его исключили из семинарии, он не женился на женщине, которую любил, он не смог убедить мальчиков в том, что они между злом и добром, помочь им выбрать сторону добра и истины. И, видимо, он ничего не делал, потому что был один, и только единство может победить в борьбе со злом. В этой повести есть еще один интересный герой – пастух Бостон. Это честный, трудолюбивый человек, который не сделал ничего плохого в жизни. Он заботился о природе и призывал других следовать его примеру. Бостон уважали и ценили, доверяли и часто спрашивали его совета. Но так случалось, что Бостон всегда кого-то беспокоил. Например, партийный организатор Кочкорбаев вмешался в его ведение хозяйства. Пастух хотел быть хозяином стада и земли, чтобы распоряжаться ею на благо человека и без вреда для природы. Но непонятные и бессмысленные соглашения приводят Бостон к остановке, загоняют в тупик, мешая ему быть таким хозяином.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Татриева А.Б., Далиева А.Х. ПРОБЛЕМА «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»В ПОВЕСТИ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 46 - 51. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4208 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4208



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.