'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  99 просмотров

Турапова Л.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются психологические защиты и их влияние на учебную деятельность   

Ключевые слова:
психологическая защита, обучение, образование   


По указу Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы для развития системы образования и воспитания физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агапов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.И. Крупнов, Л.Ф. Обухова, A.M. Прихожан, А.Фрейд, Э. Эриксон и др.), исследования общепсихологического (А. Бандура, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элысонин и др.), концепция Р. Лазаруса, рассматривающего копинг-стратегии в качестве средства адаптации; концепция защитных механизмов детей И. М. Никольской и Р. М. Грановской. Согласно суждению Э.Л. Дружининой, младший школьный возраст начинается в 7 лет. В этом возрасте ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. Именно, данной периодизации мы придерживаемся в рамках нашего исследования. На этапе поступления в школу (7 лет) ребенок переживает кризис семи лет. А это значит, социальная ситуация развития меняется. Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Как известно, наиболее ответственным этапом детства - это младший школьный возраст. Данный период определяет большой потенциал возможностей функционального и разностороннего развития ребенка. Главная особенность младшего школьного возраста - изменение социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится субъектом социума и у него появляются  общественные обязанности, в результате выполнения которых он получает оценку. Успешность в учебной деятельности является одной из важных составляющих гармоничного развития личности в младшем школьном возрасте. В исследовании Е.А. Шепелевой показано, что учебная успеваемость положительно связана с использованием учащимися стратегий активного преодоления трудностей в обучении. При этом бездействие и переключение на другую деятельность, наоборот, оказывают негативное влияние на успехи в учебе. В младшем школьном возрасте в учебной деятельности к числу ситуаций, вызывающих у детей эмоциональные проблемы, могут относиться: трудности освоения учебного материала, страх ошибиться, страх показать свое незнание перед другими и т.д. Во всех этих ситуациях у ребенка включаются механизмы психологической защиты. Психологическая защита - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Проблема психологической защиты впервые была поставлена в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд) и нашла свое отражение в разных психологических концепциях. В психологии, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам эмоционального развития и защитных проявлений личности, данные вопросы изучены недостаточно, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, на что неоднократно указывали отечественные психологи (А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский, др.). В противном случае у ребенка формируются чувства одиночества и отчуждения, которые становятся источником тревоги и причиной проявления тех или иных психологических проблем.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Турапова Л. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 52 - 57. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4209 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4209



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.