'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  222 просмотров

Чахкиева Т.Ю., Хадзиева А.А.

  


ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В РАССКАЗЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» *

  


Аннотация:
в статье автором рассматривается проблема добра и зла, милосердия и жестокости в произведении К. Паустовского «Теплый хлеб». Затрагиваются такие проблемы, как извечное человеческое стремление к счастью, к свободе, а также страдания, которые выпадают на долю людей и животных. Дается анализ поступков героев. Показана точка зрения писателя на отношения проблемы человека к природе   

Ключевые слова:
милосердие, маленький герой, жестокость, война, природа, конь, хлеб   


Добродушного читателя всегда волнует проблема добра и зла, милосердия и жестокости, извечное человеческое стремление к счастью, к свободе, а также страдания, которые выпадают на долю людей и наших «меньших братьев» – животных. Наша жизнь, правила и обычаи общества, радости и неудачи, которые всегда сопровождают человека в жизни, — все это предстает перед нами на страницах произведений художественной литературы. Константин Георгиевич Паустовский – писатель, чьи произведения заставляют читателя задумываться над многими вопросами жизни. Он был убежден, что «во всех областях человеческих знаний лежит бездна поэзии» [1, с.38]. К.Г. Паустовский – общепризнанный мастер слова, который рассматривал художественное творчество как призвание, которому нужно полностью посвятить себя. Жизнь К.Г. Паустовского выглядела относительно успешной, и все же она была довольно сложной. Он был человеком с тяжелым и разнообразным опытом в трудовой жизни, который знал, что такое физическая работа и кровавая реальность войны, но не смотря на все это, начал свой путь с экзотических, пылких и буквально романтичных книг «Романтика», «Сияющие облака» и др.[7, с. 18]. Книги К.Г. Паустовского несут воспитательное значение. Творчество писателя направлено на то, чтобы в читателях пробудились добрые чувства. После чтения его рассказов они по-новому начинают смотреть на окружающий их мир, чувствуют родство с ним и желание прийти на помощь в любое время. Поэтому любимый герой его произведений – понимающий, чуткий человек с добрым и отзывчивым сердцем. Современный мир жесток, в нем много злобы, равнодушия, но религиозные заповеди учат человека любить и прощать. Идеи произведений автора подводят к мысли: «Лучше дать, чем просить. Помогите человеку добрым словом, добрым делом, и придет время, когда они тоже вам помогут, как друзья помогли мальчику Филке в произведении «Теплый хлеб» [3, с. 95]. «Теплый хлеб» К.Г. Паустовского – это рассказ, в котором писатель учит людей не совершать зло и не обижать беспомощных людей и животных. Отношение к хлебу у человечества всегда трепетным. В своем рассказе автор раскрывает типичный сюжет. Во время войны кавалерийский отряд прошел через село Бережки, взорвался снаряд и ранил лошадь. Мельник по имени  Панкрат взял животное и вылечил его, хотя ему было трудно прокормить лошадь в такое голодное время. Беспризорная лошадь начала ходить по дворам и просить еды. Многие люди давали еду. Филька ударил животное по губам и бросил хлеб со словами в снег: «Кушай свой хлеб. Да ну тебя! На вас не напасешься, на христарадников!» Жестоко сказанные слова стали сигналом для начала страшных событий. Слезы упали из глаз животного, стоял стон его ржанья, и в этот момент на деревню обрушился сильный мороз. Река у мельницы была покрыта льдом, и всех ждала смерть от голода. И тогда чувство страха охватывает мальчика, он осознает, что совершил грех, поэтому прячется в доме. Рассказанный бабушкой сюжет о раненном голодном солдате еще больше пугает Фильку. Преступник вскоре скончался, и природа села Бережка в течение следующих десяти лет не порадовала никаким растением. Началась сильная метель, стало резко холоднее. Напуганный такими последствиями своего поступка, Филька собирает своих друзей, чтобы нанести удар топорами и разбить лед вокруг мельницы. Взрослые также приходят на помощь, люди работают весь день усердно, и природа оценивает их усилия. В рассказе К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» природа персонифицирована. Она всякий раз оказывает людям помощь: «В селе Бережки подул теплый ветер, и на лопасти мельницы лилась вода. Бабушка Фильки испекла хлеб из муки, мальчик взял одну буханку и отнес ее к лошади» [3, с. 97]. Немного постояв, лошадь приняла угощение Фильки. На этом заканчивается произведение. В рассказе «Теплый хлеб» К.Г. Паустовский показывает, как ужасна жестокость и как прекрасно человеческое милосердие. Писатель хочет донести до своего читателя, что существует неразрывная связь природы и человека. Она восстает против человечества, когда люди совершают зло. Таким образом, К.Г. Паустовский старался всеми силами способствовать воспитанию нового человека, он мечтал о преобразовании души человеческой, поэтому создал в своих произведениях атмосферу доброжелательства к людям. Многие его герои — тонкие, благородные, великодушные люди, они глубоко чувствуют природу, они откликаются на все доброе, бережны и чутки ко всякому горю, страданию, им враждебны жестокость и пошлость. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чахкиева Т.Ю., Хадзиева А.А. ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В РАССКАЗЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 64 - 68. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4211 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4211



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.