'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  250 просмотров

Кагиев А.М.

  


ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается правовая природа опеки и попечительства в Российской Федерации   

Ключевые слова:
опека, попечительство, правовая норма   


Российская Федерация обеспечивает реализацию и защиту законных интересов и прав ребенка не только в рамках национального законодательства, но и международного. Присоединившись к Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., Россия как страна-участник обязуется обеспечить защиту прав и заботу о ребенке в той мере, в какой она необходима для его благополучия, в том числе посредством института опеки и попечительства. Он весьма востребован в наши дни в силу изменившейся государственной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав граждан, требующих особого внимания по ряду причин, в частности, возрасту, состоянию здоровья, умственному и психическому развитию и т. д. Опека и попечительство - это форма временного индивидуального размещения недееспособных или не полностью дееспособных граждан, цель которой восполнить дееспособность лица, а также, при необходимости, обеспечить другие его интересы, в частности, в отношении несовершеннолетних. Таким образом, этот институт обеспечивает передачу бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее лицо. Термин «опека» используется в юридической практике в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление индивидуальной заботы, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении. В отечественном гражданском праве дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, М. Ф. ВладимирскийБуданов определял опеку как «искусственную власть над семьей», Г. Ф. Шершеневич - как «искусственную семью», В. И. Синайский - как «замену родительской заботы о детях, их личности и детях» [5, С.379]. Таким образом, с одной точки зрения, опека заменяет родительскую заботу. Опека не только правовой институт, но и социальный. С одной стороны, она отвечает интересам людей, которые в силу своего малолетства или других обстоятельств нуждаются в заботе и находят ее под опекой. С другой стороны, посредством опеки реализуются функции государства: оно обязано заботиться о тех, кто не может сам позаботиться о своих интересах. Поэтому заинтересованность в наличии такого института есть не только у граждан, но и у государства. Поэтому согласно другой точке зрения, опека является отраслью деятельности государства. Наконец, согласно третьей точке зрения, опекунство - это аналог договора, это функция, которую опекаемый возлагает на опекуна по присмотру за его интересами. Кроме того, под опекой можно понимать совокупность действий, направленных на реализацию социальной защиты, совокупность правоотношений с участием опекуна (попечителя) и подопечного, характер их правовой связи. Таким образом, опека и попечительство - правовые институты, предназначенные для обеспечения, с одной стороны, восстановления дееспособности граждан, не имеющих возможности участвовать в гражданском обороте, и, с другой стороны, для защиты прав и законных интересов этих граждан в случае посягательства на них. По мнению Н.М. Ершовой, «установление опеки или попечительства следует понимать как назначение опекуна или попечителя для защиты (охраны)  прав и интересов лиц, не способных полностью или частично самостоятельно выполнять данные функции». [6, С.2616]. Л.М. Пчелинцева утверждает, что «в сфере гражданского права опека и попечительство рассматриваются как средства восстановления дееспособности граждан» [4, С.285] Следует отметить, что в семейном праве есть свое понимание концепции опеки и попечительства. В ст. 145 Семейного кодекса РФ рассматривает опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и обучения, а также для защиты своих прав и интересов (ст. 145, "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) {КонсультантПлюс}). Многогранность значений термина «опека и попечительство» раскрывает их как вид социальной защиты, как форму устройства несовершеннолетних или недееспособных граждан, как деятельность органов опеки и попечительства по ее установлению, как деятельность опекунов и попечителей при осуществлении опеки и попечительства, в качестве системы правоотношений, а также в качестве правового института, характеризующего социальный и правовой статус лица, над которым устанавливается опека или попечительство. Первое правовое определение понятия опеки и попечительства было дано ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно п.1 ст. 2, опека - форма организации малолетних граждан (в возрасте до четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и граждан, признанных судом недееспособными, при которой граждане (опекуны), назначенные органом опеки и попечительства, являются законными представителями подопечных и осуществляют от их имени и в их интересах все юридически важные действия. Пункт 2 ст. 2 закона определяет опекунство как форму устройства несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой граждане (опекуны) назначаются органом опеки и попечительства для оказания помощи несовершеннолетним в осуществлении их прав и выполнении обязанностей, для защиты несовершеннолетних от  злоупотреблений, совершаемых третьими лицами, а также для предоставления их согласия совершеннолетним подопечным на совершение действий в соответствии со статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ст. 31, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}. Однако некоторые авторы, в частности Ю.Н. Аргунова, считают, что определение, данное федеральным законом, не отражает цели опеки (защиты прав и интересов, особенно недееспособных)[3, С.110]. Исследователь, аргументируя свою точку зрения, обращается к лингвистическому значению понятия «опека». Так, в словаре русского языка Ожегова С.И. опека определяется как «присмотр за недееспособными людьми и забота об их образовании, их правах и т. д.» [2, С.47]. Согласно Толковому словарю великого живого русского языка Даля В.И., «опека (беспокойство о ком-либо) - это установленный законом надзор за человеком или его имуществом в определенных случаях: по причине малолетства собственника, в некоторых случаях из-за несостоятельности, из-за безрассудства, безумия» [3, С.115]. Понятие опеки и попечительства встречается в законах субъектов Российской Федерации, но часто в усеченном виде. Так, например, закон города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» дает понятие опеки одновременно с понятием попечительства: «Опека и попечительство форма защиты прав и охраняемых законом интересов детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными» [1, С.36] (Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" {КонсультантПлюс}).

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кагиев А.М. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 74 - 81. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4213 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4213



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.