'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  112 просмотров

Кагиев А.М.

  


ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы назначения опеки и попечительства в Российской Федерации   

Ключевые слова:
опека, попечительство, правовая норма   


Опека и попечительство над несовершеннолетними, лишенными родительской заботы, является способом вхождения в семью опекуна для формирования условий для семейного воспитания, именно эта цель является фундаментальной для защиты его прав. Таким образом, между опекуном и подопечным при осуществлении опеки складываются семейные правоотношения, которые регулируются гражданским и семейным законодательством[5, С.57] Каждому подопечному назначается помощник, который будет уделять ему внимание, заботиться о нем. Преимущество данной формы воспитания несовершеннолетнего очевидно, чем содержание в социальном учреждении. Но пока органы опеки и попечительства не располагают широким выбором способов устройства детей, оставшихся без попечения родителей и, конечно, это крайне отрицательно сказывается на интересах детей. Это связано и с тем, что государство оказывают недостаточную поддержку этому социальному институту [7, С.117]. Самым актуальным остается вопрос, кто будет назначен опекуном или попечителем, ведь от этого будет зависеть судьба подопечного и условия, в которых ему придется воспитываться и жить. Тщательное изучение всей совокупности отношений, которые существуют между опекуном и подопечным, способствует качественной правовой регламентации правового статуса опекунов и попечителей. Правовое положение опекуна характеризуется специальной правоспособностью. Не всякое лицо может быть назначено опекуном (попечителем) несовершеннолетнего. Требования к личности опекуна (попечителя) установлены положениями ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ. В этом связи следует отметить, что опекун (попечитель) обладают особым правовым статусом. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ « Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с согласия и по заявлению несовершеннолетнего в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с того момента, когда указанный орган узнает о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Учитывая ряд обстоятельств, заслуживающих внимания, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. В том случае, если лицу, нуждающемуся в опекунстве или попечительстве, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки и попечительства (ст. 11, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" {КонсультантПлюс}). Обязательным условием при назначении опекуна (попечителя) является согласие лица на выполнение опекунских обязанностей. Необходимо свободное волеизъявление опекуна, его желание заменить ребенку родителей, забота не  должна быть основана на принуждении [5, С.58]. Поэтому чаще всего опекунами назначаются родственники. Принятие опеки в принципе не может быть принудительным. Принуждение кажется неприемлемым при демократической форме правления, основанной на признании прав человека. На наш взгляд, помещение под опеку (попечительство) без согласия последнего нарушает одно из его естественных прав - право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). Само существование этих отношений во многом зависит от воли опекуна (попечителя), который имеет право в любой момент отказаться от их продолжения. На практике инициатива по установлению опеки и попечительства предоставляется как органу опеки и попечительства, так и будущему опекуну (попечителю), при этом суть отношений не меняется. Действующий закон об опеке и попечительстве содержит указание на приоритетность назначения опекунами или попечителями только бабушек, дедушек, взрослых братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного. Это требование содержится в ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Принимая во внимание мнение Верховного суда, высказанное по вопросу об установлении усыновления, можно сделать вывод, что речь идет не только о полнородных братьях и сестрах (общие мать и отец), но и единокровных и единоутробных братьях и сестрах (общая мать или общий отец). В то же время двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры явно не подпадают под правило этой статьи (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" {КонсультантПлюс}). Важно учитывать и тот факт, что приоритет бабушек и дедушек, братьев и сестер имеет место при назначении опекуна или попечителя и не должен вести к отстранению опекуна или попечителя, уже назначенного, на основании того,  что появился родственник. Статья 29 указанного закона, ст. 39 ГК РФ не устанавливают такого основания для прекращения опеки или попечительства, как появление «более достойного» опекуна или попечителя. Таким образом, в случае, если опекун уже назначен, появление бабушки или взрослой сестры не приводит к «автоматическому» отстранению от обязанностей действующего опекуна. В этом случае за родственниками и ребенком сохраняется право на общение (ст. 55 СК РФ). Родственники (включая бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеют право обжаловать в суде (в общем порядке) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуном или попечителем постороннего лица. При рассмотрении дела суд проверяет, в первую очередь, правомерность издания акта органа опеки и попечительства, исходя из текущего положения дел на момент выдачи такого акта. Установив, что акт принят в пределах компетенции органа опеки и попечительства, передача ребенка под опеку данного гражданина была обоснованной, суд должен отказать родственнику в отмене этого акта, поскольку он был принят в полном соответствии с законом. Законодатель исходит (ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве») из приоритета решения вопроса об установлении опеки или попечительства в кратчайший срок, что позволяет реализовать его право на воспитание в семье (не обязательно кровной). Соответственно, оказаться в семье после потери родительской опеки как можно скорее в интересах ребенка. Если отношения между родственниками, особенно между ребенком и его бабушками, дедушками, взрослыми братьями и сестрами, достаточно близки, то родственники узнают, что ребенок лишился родительской опеки не позднее сотрудников опеки. Как правило, если дело о лишении родительских прав до сих пор находится в суде, ребенок находится в детском доме, а бабушка уже собирает документы для оформления опеки

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кагиев А.М. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 82 - 88. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4214 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4214



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.