'
Цхурбаева Ф.Х., Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ *
Аннотация:
судебной практикой выработана устойчивая модель защиты прав потребителя (пациента), чего нельзя сказать о защите прав медицинских работников. Особого внимания заслуживают несовершенство договорных отношений и финансовых вопросов, которые реализуются по принципу «Сам себе бухгалтер». В статье рассмотрена ситуация, связанная явлением «потребительский экстремизм», а также сформулированы предложения, способные улучшить обеспечение правовой защиты врачей-стоматологов
Ключевые слова:
экстремизм, право, защита, нарушение прав, медицина, пациент
«Потребительский экстремизм» квалифицируется в современной литературе, как использование пациентом своих законных прав для недобросовестного получения от лечебно-профилактических учреждений определенной медицинской услуги на безвозмездной основе [4]. В медицинской практике это приобретает особую значимость, которая формируется в первую очередь в рамках профессиональной ответственности врачей и высокой стоимости оказываемых услуг [5,С.10]. Количество пациентов, готовых пожаловаться на оказание некачественной медицинской услуги растет с арифметической прогрессией. Для медицинских учреждений это грозит не только потерей репутации, но и перекрытием потока пациентов. Практика показала, что только один проигранный судебный процесс медицинским учреждением может обеспечить ему банкротство [8. - C.25]. Этому способствует также несовершенство законодательства, где в настоящее время еще не дано четкого определения категории «потребительский экстремизм» [7, С.35]. Незащищенность законодательно обуславливает незастрахованность медицинских учреждений от действий недисциплинированных пациентов. Однако, из положений, сформулированных в статье 10 ГК РФ, во взаимосвязи со статьей 159 УКРФ, мы можем определить категорию «потребительский экстремизм» как «действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных целях» [1]. К видам потребительского экстремизма в медицине относят: Привлечение к ответственности за «нарушение», которые пациент для себя «Выяснил». Написание необоснованных жалоб в различные государственные органы. Подача иска в суд на медицинское учреждение. Распространение недостоверной информации в сети интернет. Среди основных видов претензий пациентов, получивших медицинские услуги, можно указать: Возмещение вреда, причиненного здоровью. Некачественное оказание медицинских услуг. Предоставление недостоверной информации пациенту. Из данных статистических сборников видно, что более 15% рынка медицинских услуг приходится на стоматологию, представленных на 80% и более частным сектором. Современный пациент, реализовывая свои претензии к клиникам руководствуется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 31.07.2020) "О защите прав потребителей" [2]. Масштабность этого явления подкрепляется несоблюдением стоматологическими клиниками действующих медицинских инструкций и приказов, отсутствие системы ведения первичной документации и т.д. В связи с этим, руководители и собственники стоматологических клиник больше практикуют для разрешения конфликтных ситуаций возврат всей суммы, полученной от клиента. Это делается во избежание потери клиентов, провоцируя тем самым рост масштабности «потребительского экстремизма». В данной ситуации руководству стоматологических клиник необходимо особое внимание уделить созданию эффективной системы противодействия к претензиям недобросовестных пациентов. В исключительно письменном формате со ссылками на нормы права дать понять злоумышленнику, что претензии его являются необоснованными, не находящимися в сфере правового регулирования и не подлежащими удовлетворению, на основании таких письменных материалов суду будет легче оценивать правоту каждой из сторон. Аргументированный ответ на претензию, даже содержащий отказ в удовлетворении потребительских требований, является свидетельством цивилизованного и правового подхода к работе на рынке медицинских услуг и уважения к любому мнению своих пациентов. В случае же судебного процесса в соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ «Позиции об отказе в защите в связи со злоупотреблениями правами» при несоблюдении принципов разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, суд может отказать недобросовестному лицу в защите права [1]. Для изменения ситуации необходимо: 1. Уделять максимальное внимание уровню профессионализма врачей, работающих в клинике. 2. Создать эффективную систему противодействия претензиям к недобросовестным пациентам. 3. Систематизировать ведение всей документации, с помощью которой формируется анти-претензионная доказательная база врачей.
Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3
Ссылка для цитирования:
Цхурбаева Ф.Х., Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 106 - 110. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4218 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*