'
Мирошниченко Ю.И., Клименко А.А.
ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ *
Аннотация:
данная статья актуальна в наше время так как разгораются дискуссии вокруг вопроса о том, следует ли мусульманской женщине обрести права и свободу на западноевропейский манер
Ключевые слова:
женщины, права женщин, закон, Египет, Арабские страны
Проблема прав женщин в Египте и других мусульманских странах является одной из наиболее актуальных в мире. Проводится множество различных работ и исследований, посвященных этой тематике. В арабском мире существуют традиции и правила, которые затрагивают существование и жизнь женского населения. Многие малые ячейки общества в современном Египте создаются не с целью полноценного семейного бытия, а с целью использования взаимовыгодных отношений, в которых страдают права женщин. Египетские мужчины в браке отдают полноценное руководство домашнего уюта женщине, не соблюдая равноправия. В 1956 г. впервые в арабском мире Конституция Египта предоставила женщинам избирать и быть избранными на парламентских выборах и право занимать государственные должности [1]. С помощью этого документа многие женщины в арабском мире смогли реализовать свои желания и даже мечты. С января по ноябрь 2011 г. на площади Тахрир, ставшей символом “финиковой революции” женщины всех возрастов, разных социальных слоев и вероисповеданий требовали перемен и настаивали на своем участии в строительстве новой страны. [2]. Большинство современных женщин в Египте стали вести более раскрепощенный образ жизни, который выражался в свободной форме повседневной одежды и броского макияжа. Но тем не менее, о равноправии женщин в арабских странах и в Египте даже и не задумываются, что уж можно говорить о решении данной проблемы. Многие женщины пытаются получать образование, развиваться, как личность и строить карьеру, не прибегая к браку, который будет ущемлять их права. Обращаясь к статистике, можно подчеркнуть, что самыми непригодными для жизни являются арабские страны, в том числе Египет. В арабских странах принято заключать брачные договоры, которые оформляются таким документом, как «акд заувадж», («брачный договор») к которому прилагается «каима манкулят зауджийя», т.е. список передаваемого вступающим в брак имущества. Браки в Египте и других мусульманских странах могут заключаться даже до рождения невесты, тем самым снова подчеркивается несправедливость и неравноправие женщин. Так же по законам и традициям мужчина может иметь несколько жен в то время, как женщина не имеет права на полигамию. Развод в арабских странах не сложный процесс. Если брак оказывался несчастливым, можно было развестись, едва ли сделав заявление в присутствии любых свидетелей. По закону женщине при разводе полагалось часть нажитого имущества, ее собственное приданое, также дети оставались с женщиной, а мужчина был обязан ее содержать после брака, даже если они не живут вместе и уже разведены. А развод для женщины приравнивается к позору, ведь после него мало кому удавалось прожить на средства, которые был обязан платить бывший муж. Но чаще всего мужчины, имея более высокое положение в обществе, при разводе оставляют своим женам в лучшем случае 1/3 имущества и больше никак не участвуют в жизни женщины. В настоящее время существует проблема домогательств по отношению к женщинам в Египте, которая достигает масштабов эпидемии. Для многих египтянок оскорбления становятся ежедневным испытанием и порой перерастают в жестокие групповые нападения. Как считает социолог из Американского университета в Каире Саид Садек: "Мужчины хотят, чтобы женщины сидели дома и не ходили на работу", - говорит он. "Патриархальная культура не позволяет женщинам быть выше мужчин. Однако некоторые женщины имеют образование и работу, в то время как некоторые мужчины в этом не преуспели. Поэтому единственный способ восстановить положение – силой напоминать женщинам их место, куда бы они не пошли". 16 марта 1923 г. (в день четвертой годовщины первого участия женщин в демонстрации) в доме Х. Шарави в Каире встретились около 80 эмансипированных египтянок и создали первую политическую женскую организацию страны “Союз египетских женщин” (Иттихад ан-ниса алмисри), полное название которой звучало: “Союз египетских женщин за избирательное право”[3]. 19 апреля 1923 г. того же года была утверждена Конституция, которая провозгласила Египет конституционной монархией и узаконила равенство между мужчинами и женщинами. В одном из пунктов своей программы она провозгласила полную эмансипацию женщин. Женщины Египта являются аутсайдерами в общественно-политической сфере, они традиционно слабо представлены в законодательных органах, занимают мало лидирующих позиций в правительстве. Политика здесь традиционно считается мужской вотчиной. Представительство женщин в органах политической власти характеризуется гендерной асимметрией [4].
Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 3
Ссылка для цитирования:
Мирошниченко Ю.И., Клименко А.А. ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ: ЗАКОНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ // Вестник науки №2 (35) том 3. С. 115 - 119. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4220 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*