'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 4
  4. Научная статья № 8

Просмотры  178 просмотров

Денисенко Е.Ф.

  


ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЁННОГО *

  


Аннотация:
в статье указывается необходимость улучшения общения руководителя с подчиненными, настраивания профессионального общения с учетом конфликтности деятельности. Выделены качества руководителя, влияющие на коммуникацию и взаимоотношения в коллективе   

Ключевые слова:
стиль общения руководителя, служебный конфликт, качества руководителя, подчиненный, взаимоотношения в коллективе   


Процесс взаимоотношений руководителя и подчиненных - это общение друг с другом и взаимовлияние друг на друга в совместной работе для достижения единой цели. Руководитель направляет подчиненных ему людей на выполнение определенных задач, которые стоят перед организацией. Определенные рамки производственного пространства и его особенные деловые связи вызывают различные эмоциональные состояния у сотрудников. Эти эмоциональные состояния влияют на трудовой процесс, на принятие правильных решений, на достижение поставленных целей. Руководитель способен решать стоящие перед организацией задачи только благодаря людям, работающим в организации. Когда он эмоционально грамотно и компетентно реагирует на результаты решения задач и на сотрудников, которые участвуют в этом; интеллектуально и чувственно разбирается в рабочих ситуациях; грамотно оценивает деловые и личные качества сотрудников, он обеспечивает успех себе, сотрудникам и общему делу. Основным субъектом управления, является руководитель, он наделен определенными функциями и полномочиями. По отношению к организации он - формальный лидер. Перед руководителем, как формальным лидером, стоит проблема определения наиболее оптимального стиля управления, характера отношений с подчиненными, методов их мотивации, которые обеспечивали бы наиболее эффективную их работу. Эти проблемы рассматривались в теориях лидерства, теориях мотивации, подходах к управлению и т.д. На данный момент в теории лидерства выделяют три подхода: личностный, поведенческий и ситуационный. В рамках личностного подхода («теория черт», «теория великих людей») авторы преследовали цель выявить и описать качества, навыки и черты характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п. Т.е. согласно данной теории лидерами могут быть лишь люди, обладающие определенными личностными качествами и лидерскими способностями. В основе поведенческого подхода лежит предположение, что эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. В соответствии с этим подходом стиль руководства может быть автократичным, демократичным или либеральным. Ситуационный подход подразумевает, что лидер должен выбирать такие методы и средства управления, которые будут наиболее эффективными в каждой новой ситуации. Одной из известных моделей, разработанных в рамках ситуационного подхода, например, является «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон, согласно которой существуют две основные движущие силы управленческого поведения: забота о выполнении работы и забота о людях,  делающих эту работу. Руководитель должен выбирать между этими двумя альтернативами, т.к. если уделять излишне много внимания рабочим задачам, появляются предпосылки для недовольства работников, что приводит к конфликтам. С другой стороны, чрезмерная озабоченность руководителя тем, чтобы избежать конфликтов и поддерживать хорошие отношения с подчиненными, наносит ущерб достижению производственных целей и задач. Психологами выявлено, что эмоциональные реакции подчиненных и начальников во время межличностного конфликта не имеют существенных отличий. Единственное отличие наблюдается в вероятности неконтролируемых вспышек негативных эмоций. У подчиненных такие эмоции наблюдаются в два раза чаще, чем у начальников. Причиной этого может быть оценка слабости своей позиции в конфликте, менее чем у начальника, развитая способность контролировать внешние проявления эмоций в конфликтных ситуациях. Оценка тенденций в изменениях качества деятельности в диаде подчиненный — начальник показывает, что во время конфликта у подчиненного качество работы ухудшается примерно в три раза чаще, чем у начальника. После разрешения конфликта у обоих оппонентов качество работы улучшается примерно в одном и том же количестве ситуаций. Сравнение степени разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, показало, что оно чаще разрешается в конфликтах между равными сотрудниками. Возможными причинами затруднений в разрешении противоречий, возникающих в диаде подчиненный — начальник, могут быть более сложные взаимосвязи оппонентов в условиях субординационных различий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Денисенко Е.Ф. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЁННОГО // Вестник науки №2 (35) том 4. С. 43 - 46. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4232 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4232



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.