'
Колесникова О.Ю.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Использование указанных технологий даёт возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов
Ключевые слова:
здоровье, здоровьесберегающие образовательные технологии, принципы здоровьесберегающих технологий, физминутки
В условиях модернизации образования одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и обучения. В связи с этим одним из перспективных направлений развития образования в настоящее время является разработка системы обучения здоровьесберегающей и оздоровительной направленности. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. В настоящее время я работаю в образовательном учреждении среднего профессионального образования (в колледже). Преподаю основы безопасности жизнедеятельности студентам-первокурсникам, то есть тем ребятам, для которых период изучения данной дисциплины совпадает со сложным периодом адаптации к новым условиям, отличным от школьных. Поэтому я считаю чрезвычайно важным моментом формирование у них положительного эмоционального отношения к этой дисциплине в целом, развитие у них познавательного интереса, а также формирование и привитие навыков здорового образа жизни. При этом на помощь мне приходят педагогические приёмы, которые широко используются мной на уроках. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся мною не только в виде уроков-бесед и практических занятий, но также и уроковинтервью, творческих уроков, сюжетно-ролевых игр, деловых игр. Обязательно включаю в содержание урока такие элементы, как: обсуждение выполненного домашнего задания, провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, чтения отрывков из литературных произведений и т.д. Например, объяснение темы «Здоровый образ жизни» я начинаю с загадок об отдыхе, сне, различных видах спорта, фастфуде, борще, а в начале занятия по теме «Автономное существование человека в природной среде» я зачитываю отрывок из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Использование пословиц при изучении тем воспринимается обучающимися как некоторое отступление от темы, что позволяет им снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаю такие задания: «Составьте из отдельных слогов пословицу, объясните её смысл». На уроках даю право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поделиться своим, пусть пока еще небольшим, жизненным опытом, в таких случаях стараюсь поощрить любую активность. Например, при изучении темы «Обеспечение личной безопасности на дорогах» ребята с удовольствием рассказывают о своих собственных наблюдениях. Именно подобные возможности направлены на уменьшение у студентов тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением, и приводит не только к улучшению здоровья обучающихся, но и их успеваемости. Необходимо также отметить, что утомляемость студентов, внимание на разных этапах урока зависят от разнообразия видов деятельности. В своей работе стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студенты в роли преподавателя). Физкультминутки являются обязательной составной частью моих уроков. К проведению физкультминуток стараюсь привлекать и студентов, которые справляются с большим желанием и удовольствием. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами. Результатом правильно спланированного и организованного учебновоспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов станет улучшение не только здоровья обучающихся, но и их успеваемости.
Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 4
Ссылка для цитирования:
Колесникова О.Ю. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №2 (35) том 4. С. 47 - 50. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4233 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*