'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  128 просмотров

Мартынова С.С.

  


АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены условия включения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные образовательные учреждения. Изучены теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста с ОВЗ. Описано проведение исследования для выявления уровня адаптации детей раннего возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации (ДОО)   

Ключевые слова:
ранний возраст, дети с ОВЗ, адаптация детей раннего возраста с ОВЗ, образовательная среда   


Адаптация к ДОО - сложный период для детей с особенностями в развитии и для их родителей. Данную проблему изучали такие педагоги, как Е.И. Морозова, Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, С.Г. Шевченко, Е.А. Стребелева. Несмотря на разработанность методических рекомендаций в этой области, до сих пор остаются проблемы научно-методического обеспечения адаптации детей раннего возраста с ОВЗ. Это связанно с недостаточной изученностью проблемы адаптации. Целью условий включения детей раннего возраста с ОВЗ в образовательную среду является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально - личностной сферы детей раннего возраста с ОВЗ в образовательную среду групп общеразвивающей направленности ДОО. В настоящее время проблема трудностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольной образовательной организации представляет собой немалый интерес для исследователей, что обусловлено высокой теоретической актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей. Для проверки адаптации детей раннего возраста с ОВЗ нами были сформированы две группы: 10 детей раннего возраста с ОВЗ. У детей имеются самые разные диагнозы: задержка речевого развития (3 детей), детский церебральный паралич (2 детей), тугоухость (2 детей), резудально-органическое поражение центральной нервной системы(2 детей), задержка психо-речевого развития (1 ребенок); 10 нормативно развивающихся детей раннего возраста. Также заполнялись анкеты, велись беседы с 20 родителями. Исследование проводилось в частной дошкольной образовательной организации «Звездочка» ИП Мандаровой С.Е. Первый филиал детского сада посещают четыре ребенка раннего возраста с ОВЗ, во втором филиале шесть детей раннего возраста с ОВЗ. Воспитательно-образовательную работу ведут воспитатели, логопед и педагог-психолог. Целью проведения эксперимента было выявление уровня адаптации детей раннего возраста с ОВЗ в ДОО в рамках контрольной и экспериментальной группы. Для проведения исследования использовались методики Е.А. Морозовой - изучение эмоциональных состояний детей, а для родителей методика К.Л. Печоры – психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в ДОО.  Проведение беседы подразумевала собой сбор информации для исследования ребенка и его семьи, об индивидуальных особенностях дошкольника. Рассмотрим результаты анкетирования родителей и наблюдения за детьми. Анализ опроса родителей детей раннего возраста с ОВЗ показал, что большинство детей раннего возраста с ОВЗ предпочитают игрушки, игру в одиночестве и два родителя ответили, что ребенок на контакт с другими детьми не идет. А анализ опроса родителей нормативно развивающихся детей раннего возраста показал, что большинство из них предпочитает играть со сверстниками, а не с игрушками, т.е. у детей выражена потребность в общении. Определение готовности к поступлению в ДОО ребенка раннего возраста показало, что 80% детей с ОВЗ и 20% нормативно развивающихся детей не готовы к поступлению в ДОО и неблагоприятный прогноз адаптации. Дети с такими показателями проявляют капризность, не контактируют с другими детьми и имеют низкую приспосабливаемость к новому месту. Далее, 10% с ОВЗ и 30% нормативно развивающихся детей условно готовы к поступлению в ДОО. Если создать психолого-педагогические условия для адаптации, эти дети быстро смогут привыкнуть к детскому саду. Таким образом, 10% с ОВЗ и 50% нормативно развивающихся детей готовы к поступлению в ДОО, что указывает на благоприятный прогноз адаптации детей раннего возраста. Дети с данными показателями быстро привыкают к новому месту, заинтересованы общению с другими детьми и имеют достаточный уровень самообслуживания. Наблюдение показало, что адаптация детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей проходит по-разному. Нормативно развивающиеся дети в большей степени легко проходят адаптацию, это выражается в игровой активности, хорошем сне и способности обслуживать себя самостоятельно. Из 100% детей, только у 20% детей выявлена низкая адаптация. У большинства детей раннего возраста с ОВЗ выявлен низкий уровень адаптации. Это проявляется в отказе от общения с детьми и педагогами, в болезненном восприятии разлуки с родителями, беспокойном поведении, частых слезах и капризах. Только у одного ребенка с ОВЗ из десяти наблюдение показало легкую адаптацию. Средний уровень адаптации наблюдается у 10% с ОВЗ и 30% нормативно развивающихся детей. У детей плохой аппетит и сон, они периодически вспоминают своих родных и зовут их, но в процессе вовлечения педагогами в совместную или игровую деятельность – отвлекается. Таким образом, исследование показало, что детям раннего возраста с ОВЗ требуется намного больше времени, специальных условий для адаптации в детском саду. Нужно учитывать особенности нарушения, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Наблюдения показывают, что значительная часть детей раннего возраста с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Включение детей раннего возраста с ОВЗ в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Мартынова С.С. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №2 (35) том 4. С. 51 - 55. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4234 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4234



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.