'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  189 просмотров

Мениождинова Я.Н., Мухина С.Н.

  


ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Особое внимание уделяется авторам, которые рассматривали процессы организации и методики театрализованной деятельности. Также автором описаны требования к проведению театрализованных занятий и сформулированы результаты включения театрализованной деятельности воспитателями в занятия по развитию речи   

Ключевые слова:
театрализованная деятельность, диалогическая речь, дети старшего дошкольного возраста, речь, диалог   


Проблема развития диалогической речи детей является актуальной, так как в целом уровень речевого развития у современных дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. [2] Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. В процессе театрализованной игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, разделение на кооперации труда, внимании друг к другу. В театрализованных играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников и учитывать их в своих дальнейших собственных действиях. Именно в диалоге во время театрализованной игры со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить связно и понятно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогической речи детей эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения в игре. Театрализованную игры являются прекрасным средством для развития таких компонентов речи, как обогащение активного словаря, развитие связной диалогической и монологической речи, владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитикосинтетической активности. Организация и методика театрализованной деятельности представлена в работах педагогов и методистов — Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и др. Она стимулирует активную речь, помогает усваивать богатство родного языку, расширяет словарный запас, является источником развития чувств и невербальных элементов общения. Перечислим основные задачи театрализованной деятельности: - создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений;  - формирование у детей простейших образно-выразительных умений, обучение имитированию характерных движений сказочных животных; - обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомима); - активизация словаря детей, совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя, диалогической речи; - формирование опыта социальных навыков поведения, создание условий для развития творческой активности детей; - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и т.д.); - развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на два вида: режиссерские игры и игры - драматизацию. [4] К режиссерским играм относятся: - настольный театр игрушек (используются разнообразные устойчивые игрушки и поделки); - настольный театр картинок (персонажи и декорации – картинки, персонажи появляются по ходу развития событий, состояние и настроение персонажа передается интонацией играющего); - стенд-книжка (динамику, последовательность сюжета изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций, переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи); - фланелеграф (картинки или персонажи выставляются на экран, их удерживает, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки, рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов); - теневой театр (экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи или пальцы рук, источник света за ними, благодаря которому  персонажи появляются на экране, показ сопровождается соответствующей озвучкой). В процессе игр-драматизаций у детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Важно придерживаться последовательного использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, в соответствии с логикой развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Виды игр-драматизаций: -игры-имитации образов людей, животных, литературных персонажей; ролевые диалоги, основанные на тексте; В процессе работы над выразительностью слов персонажей активизируется активный словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. -инсценировки различных произведений; постановки спектаклей по произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета или нескольких сюжетов без предварительной подготовки. Являются одним из удачных видов работы с детьми, в которых они приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение в свою очередь побуждает детей говорить свободно, плавно, выразительно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью. О.А. Бизикова выделяет 4 этапа развития диалогической речи на основе игры-драматизации: [3] Предварительный этап – обогащение речевого опыта детей разнообразными диалогическими репликами. Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы  диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает к выполнению основных правил диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора [3, с.13]. Первый этап заключается в заимствовании готовых диалогических реплик. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик [3, с.14]. Второй этап отличается переходом от использования готовых реплик к построению своих. Для этого детьми используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Третий этап – самостоятельное построение диалогических реплик. Во время него используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик, которые позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Методы работы по организации игр - драматизаций: -моделирования ситуаций - создание совместно с детьми сюжетовмоделей, ситуаций-моделей, этюдов; -творческая беседа – с помощью диалога введение детей в художественный образ; -ассоциативное сравнение - на основе возникающих ассоциаций создание в сознании новых образов. [5] Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые, во время которых воспитатель показывает способы действия, и косвенные, когда воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию, приемы.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мениождинова Я.Н., Мухина С.Н. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №3 (36) том 1. С. 8 - 18. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4243 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4243



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.