'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  117 просмотров

Терентьева М.А., Бутяйкина Л.С.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК СРЕДСТВА УГЛУБЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье затрагивается проблема гармоничного развития личности ребенка и нахождения форм работы воспитателя ДОО в углублении музыкальных впечатлений детей старшего дошкольного возраста   

Ключевые слова:
наглядность в музыкальном развитии дошкольников, интеграция искусств, переживания и чувства, художественный образ   


Актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как эстетически развитой личности обуславливает возрастающая потребность общества в творческих, нестандартно мыслящих, креативных людях. Актуальность разработки принципа синтеза искусств в современной учебнометодической литературе позволяет осуществлять интегративный подход в художественно-эстетической деятельности, объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества. Рассмотрим подробнее особенности подбора наглядности как средства углубления музыкальных впечатлений детей старшего дошкольного возраста. В старшей и подготовительной к школе группе помимо ярких картинок, иллюстраций, используется показ и рассматривание репродукций картин великих мастеров. Например, в процессе слушания с детьми пьес из цикла П. И. Чайковского «Времена года» педагог подбирает созвучные с музыкой по «тональности» картины и выстраивает видеоряд, помогающий ребенку погрузиться в атмосферу осеннего парка или весенней лужайки с пробивающимся сквозь снег подснежником. Полотна великих русских мастеров: И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, Б. Кустодиева и др. тоже имеют свою звуковую палитру, динамику, регистр. Яркая шумная масленица в музыке П. Чайковского - это буйство красок, динамизм в движении и на полотнах Б. Кустодиева это тоже наглядно отражено. Осенний пейзаж И. Левитана «Золотая осень» созвучен мягкой лирической пьесе П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». Рассматривание с детьми таких картин, как: И. Левитан «Золотая осень», может предшествуют творческому заданию «Если бы ты был композитором». Дети рассуждают о том, какую музыку они бы сочинили к пейзажам этих художников. Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие произведений искусства, определить единый смысл с помощью наводящих вопросов. При прослушивании пьесы «Апрель», дети рассматривают фото-пейзажи пробуждения природы, слушают стихи, рисуют нежный подснежник под звуки П. Чайковского. А пьеса «Масленица» связана с участием детей в фольклорном празднике, проходившем на улице, само действо можно начать с веселых, озорных звуков музыки П. Чайковского. Прослушивая пьесу «Ноябрь. На тройке», дети отмечают стремительный и легкий характер музыки, слышат в ней веселый звон бубенцов. А картина  Успенской С.А. «Русская тройка» только помогает лучше воспринимать музыкальный образ. Показ замечательных иллюстраций художницы Веры Павловой и чтение стихов Виктора Лунина подготавливает музыкальное восприятие пьес П. Чайковского из «Детского альбома». Иллюстрации переносят детей именно в ту эпоху, в которую жил и творил композитор, позволяют рассмотреть игрушки, предметы быта, особенности костюма середины 19 века. Интересными могут быть циклы занятий по фрагментам сказочных опер и балетов «Щелкунчик», «Чипполино», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и др. Это занятия – путешествия в мир любимых детских сказок. Здесь в углублении музыкальных впечатлений детей также помогают замечательные художники - иллюстраторы. Например, яркие иллюстрации Ивана Билибина помогают почувствовать характеры героев сказочных опер Н. А. РимскогоКорсакова: нежную трепетную Снегурочку, отважного князя Гвидона, увидеть прекрасную Царевну Лебедь, могучих витязей морских с дядькой Черномором… Дети старшего дошкольного возраста понимают, что и анимационные фильмы тоже создают прежде всего художники. При просмотре таких мультфильмов, как «Чипполино», «Щелкунчик», «Снегурочка» дети значительно эмоциональнее реагируют на музыку, живо обсуждают музыкальные характеристики героев, мелодическую линию, особенности ритма, тембровой окраски. Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение прежде всего эмоциональной окраски и настроения музыки или картины, а уже потом и содержания произведений различных видов искусства. Например, прослушивание пьесы Э. Григ «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» предполагает творческое задание нарисовать героев этой пьесы, а затем изобразить гномиков в пантомиме пластикой движений. Задания «Нарисуй музыку» всегда вызывают живой отклик детей, будит их фантазию. После просмотра и обсуждения иллюстраций к сказке «Пер Гюнт» дети живо  изображают маленьких гномиков, с интересом говорят о музыке, её эмоциональном развитии. Большую радость детям доставляет встреча с любимыми героями анимационного мюзикла «Чипполино». В практике работы с детьми можно использовать дидактическую игру «Угадай героя сказки», в которой дети выбирают нарисованные портреты, указывая на важного синьора Помидора, грозного Принца Лимона, тихого и скоромного кума Тыкву или неунывающего мальчишку Чипполино. Слушание музыки знаменитой баркаролы М. Глинки может сопровождаться показом венецианских пейзажей, беседой о песнях гондольеров, поэтическая нежная мелодия после этого воспринимается очень живо и эмоционально. В работе с детьми можно подобрать также такие творческие задания, как «Сочини песенку для этого героя», «Подбери созвучные музыке стихи», «Придумай название музыкальному произведению». «Выбери картину под музыку», «Какой портрет звучит?» и др. Таким образом, наглядность в процессе музыкальной деятельности дошкольников играет огромную роль в развитии воображения и фантазии детей, помогает углублять музыкальные впечатления детей, осознать динамику развития музыкальных образов. Итак, музыка и изобразительная деятельность в своем единстве помогают в решении задач формирования эстетической культуры дошкольников. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте, особенно в старшем, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Терентьева М.А., Бутяйкина Л.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК СРЕДСТВА УГЛУБЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №3 (36) том 1. С. 19 - 24. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4244 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4244



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.