'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  177 просмотров

Величко Ю.В.

  


ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ *

  


Аннотация:
в статье проанализированы причины необходимости создания сетей многотопливных автозаправочных станций, путем реконструкции существующих автозаправочных станций жидкого моторного топлива. Сделан вывод что широкое внедрение на существующих автозаправочных станциях с жидким моторным топливом, самостоятельных участков автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с компилируемым природным газом и автомобильных газозаправочных станций с сжиженным углеводородным газом в ходе их реконструкции, приведет к повышению эффективности их функционирования при условии обеспечения достаточного уровня пожарной безопасности   

Ключевые слова:
многотопливная автозаправочная станция, газомоторное топливо, пожарные риски, пожар   


Сети автозаправочных станций, как системы обеспечения нефтепродуктами, служат для реализации моторных топлив конечным потребителям. Они входят в состав нефтяной промышленности и наряду с электро- и газоснабжением, транспортом и связью образуют стратегические национальные сетевые образования, необходимые для функционирования и развития государства и общества в целом. В последние годы в России, как и в других странах, в том числе Евросоюза, наметилась тенденция на отказ от применения традиционных видов топлива (бензин и дизельное топливо, далее ЖМТ). Все больше внимания уделяется использованию альтернативных видов моторного топлива таких, как СУГ (сжиженный углеводородный газ) и КПГ (компримированный природный газ). Это обусловлено рядом преимуществ газомоторного топлива по сравнению с традиционным ЖМТ, такие как относительная его дешевизна и экологическая «чистота» топлива. Строительство самостоятельных АГЗС и АГНКС в России сопряжено, как с финансовыми затратами, так и организационными проблемами. Широкое внедрение КПГ и СУГ в качестве моторного топлива существенно сдерживается по многим причинам. К основным можно отнести следующие причины: бизнес-структуры не видят смысла вкладывать большие финансовые средства (от 30 млн. рублей и более) в строительство АГНКС и/или АГЗС срок окупаемости которых чрезвычайно высок при той малой загрузке, которая имеется сегодня в среднем по России; владельцы же транспортных средств не торопятся переводить свои автомобили на КПГ или СУГ из-за отсутствия развитой сети заправок, поскольку расстояния до ближайшей АГНКС или АГЗС значительные, что сводит нет всю экономию, полученную от использования дешевого газового моторного топлива. Поэтому, чем больше точек на автотрассах для заправки автомобилей КПГ и СУГ, тем лучше для его потребителей. Другими словами - чем более развита сеть придорожных АГНКС и АГЗС (с минимальным расстоянием между ними), тем предпочтительней будет использование газового моторного топлива, независимо от того, будут ли они загружены полностью или нет. Однако для бизнес-структур важно, чтобы создаваемые ими станции работали (были загружены) на полную мощность. Разветвленную сеть АГНКС и АГЗС можно создать, если их «добавлять» на уже существующие АЗС жидкого моторного топлива, которые как правило хорошо развиты, как в самих населенных пунктах, так и на основных дорогах федерального и регионального значения. В качестве наиболее оптимального варианта развития объектов снабжения транспортных средств топливом рассматривается создание многотопливных АЗС путем реконструкций существующих АЗС. Многотопливная автозаправочная станция (далее МАЗС) - это АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный) [1]. Следует отметить, что многотопливная АЗС характеризуется высокой пожаровзрывоопасностью, так как предполагается устройство и размещение технологической системы для приема, хранения и заправки транспортных средств жидким моторным топливом (бензин различных марок и дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом и компримированным природным газом, включающей в себя подземные (надземные) резервуары, компрессорную станцию природного газа с аккумуляторами, топливораздаточные колонки и т.п. Пожарная опасность указанных объектов определяется большим количеством оборудования под давлением, в котором обращаются горючие газы [3]. Потенциально возможное возникновение пожаров на МАЗС представляет значительную опасность для людей, ближайших зданий и сооружений. Помимо этого, также возможно катастрофическое воздействие на МАЗС и со стороны близ лежащих технических объектов, транспортных средств и производственных предприятий. На рассматриваемых объектах возможно цепное развитие аварий, имеющих серьезные последствия и развивающихся по принципу «эффекта домино». Под цепным развитием аварий понимаются события, когда в инцидент последовательно вовлекается оборудование различных технологических участков (т.е. инициирование аварии на одной из частей объекта может вызвать поражение других частей объекта). Используемая противопожарная защита АЗС должна обеспечивать более эффективные, технически обоснованные методы экономически целесообразных технических средств и организационных мероприятий по предупреждению пожаров. Требование обеспечение пожарной безопасности на АЗС определяются, как конструктивными, так и объемно-планировочными решениями их размещению к окружающим объектам, а также реализацией необходимых организационных мероприятий. Проблема состоит в необходимости повышения технико-экономических показателей сетей МАЗС и недостаточности известных моделей и методов для эффективного и безопасного управления процессами и объектами в данных системах при безусловном обеспечении их пожарной безопасности. Кроме этого на существующих территориях АЗС при проведении реконструкции выполнить существующие требования пожарной безопасности, без отступлений, в первую очередь по соблюдению противопожарных разрывов и расстояний, как на самом объекте, так и до объектов на прилегающей территории, практически невозможно. Наиболее эффективным и экономически целесообразным путем решения сложившейся проблемы - это разработка моделей и методов управления пожарными рисками на реконструируемых АЗС путем сокращения противопожарных расстояний (на основе расчета пожарных рисков [2]). Если осуществить для многотопливных АЗС разработку противопожарных мероприятий на основе расчетов пожарных рисков, минимизировав затраты на их реализацию, с дальнейшим внедрением по всей сети многотопливных АЗС, то возрастет рентабельность вложения средств при достаточном обеспечении противопожарных мероприятий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Величко Ю.В. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ // Вестник науки №3 (36) том 1. С. 33 - 39. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4247 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4247



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.