'
Ишанкулов А.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ) *
Аннотация:
в статье отражены результаты самостоятельно проведенного её автором исследования, посвященного актуальным проблемам государственного управления вопросами развития и обеспечения сохранности сети автомобильных дорог, дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства на региональном уровне с точки зрения управленческого аспекта. Исследование проводилось кабинетным методом посредством анализа массива из нескольких десятков отраслевых документов стратегического планирования совершенно различных по географии и экономической структуре субъектов Российской Федерации. В заключение статьи дополнительно представлены общие и типовые – наиболее часто встречающиеся, практически для всех обследованных регионов, проблемы в рассматриваемой сфере
Ключевые слова:
государственное управление, региональное управление, стратегическое планирование, автомобильные дороги, дорожная деятельность, дорожное хозяйство
Острота и степень актуальности вопросов развития и обеспечения сохранности сети автомобильных дорог, дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства на территории Российской Федерации известны каждому – от рядового гражданина, до чиновника, ученого, эксперта. Социальная, экономическая, инфраструктурная и управленческая значимость нормально развитой сети автомобильных дорого любого региона заключается в уникальной роли рассматриваемой отрасли. Автомобильные дороги, дорожное хозяйство и дорожная деятельность субъекта Федерации, будучи оптимально – необходимо и достаточно – развитыми, позитивным образом имеют одновременное влияние на сразу множество макроэкономических показателей. Среди последних традиционно выделяются такие как: - активизация экономической деятельности в регионе; - расширение рынков сбыта продукции; - повышение комфортности передвижения транспортных средств; - снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг; - снижение транспортных издержек по доставке грузов и пассажиров; - усиление экономической активности населения за счет увеличения транспортной доступности территорий и населенных пунктов региона; - общее ускорение товародвижения в экономике субъекта Федерации и множество иных положительных последствий. Вместе с тем, ситуация хронической недостаточности и слабой степени развития дорожно-хозяйственного комплекса как в масштабах всей страны в целом, так и в отдельных регионах государства, является общеизвестной и, в сущности, не требует специальных доказательств. С управленческой точки зрения самостоятельный научный интерес вызывает не общая неконструктивная характеристика печального положения дел отрасли, а конкретная структура комплекса проблем, составляющих причинноследственное ядро фактически сложившейся сегодня ситуации. При подготовке настоящей статьи её автором не обнаружено хоть сколько-нибудь свежих комплексных исследований на названную тему. Поэтому и с целью собственно преодоления пробела автором представленной статьи была предпринята самостоятельная попытка исследования, описания, группировки и обобщения сложившихся к сегодняшнему дню наиболее важных и сущностных проблем государственного управления вопросами развития и обеспечения сохранности сети автомобильных дорог, дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства на региональном уровне. Исследование осуществлялось кабинетным методом посредством анализа массива из нескольких десятков отраслевых документов стратегического планирования, принимаемых во исполнение Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], совершенно различных по географии и экономической структуре субъектов Российской Федерации. Результаты проведенного исследования позволили в итоге заключить, что наиболее актуальными проблемами государственного управления вопросами развития и обеспечения сохранности сети автомобильных дорог, дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства на региональном уровне в управленческом аспекте являются: 1. Автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения и мостовые сооружения на них требуют увеличения прочностных характеристик ввиду деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов [2], [13]. 2. Текущее состояние дорожной сети региона не соответствует растущим потребностям, а недостаточные темпы развития его транспортной инфраструктуры сдерживают реализацию его промышленного, ресурсного и транзитного потенциала, соответственно, привлечение новых жителей на его территорию [3], [12], [15]. 3. Всё большую силу приобретают проблемы аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в связи с несоответствием состояния дорожнотранспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и низкой дисциплиной участников дорожного движения [4], [14]. 4. Низкий технический уровень автомобильных дорог обусловливает высокий удельный вес дорожно-транспортных происшествий при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях. При этом, доля таких происшествий может достигать 40-50 процентов [5], [9], [10]. 5. В части организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионов часто проявляется проблематика не устраненных узких мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, факты регулярного появления заторов, не соответствия скоростных режимов особенностям уличнодорожной сети автодорог и интенсивности транспортных потоков, увеличения числа аварийно-опасных ситуаций, а также низкой степени взаимодействия различных видов транспорта, в том числе электротранспорта [3], [6], [13]. 6. Так называемая «дорожная составляющая» приобретает немалую (всё большую) долю в общем количестве дорожно-транспортных происшествий и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий ввиду низкого состояния транспортно-эксплуатационного состояния дорог и низкого качества условий движения, в том числе на маршрутах движения общественного транспорта [7], [9], [12]. 7. Сформировавшаяся к настоящему времени сеть автомобильных дорог регионов зачастую имеет незавершенный характер и не обеспечивает качественного автотранспортного сообщения между территориями субъектов Федерации. Наихудшие ситуации наблюдаются в тех регионах, где дорожная сеть имеет незамкнутую, древовидную конфигурацию, сильно вытянутую в меридиональном направлении, с большим количеством грунтовых разрывов и со слабыми поперечными связями [4], [8], [12]. 8. Низкая плотность и неоптимальная конфигурация дорожной сети существенно ограничивают возможности пользователей по выбору маршрута поездки (перевозки), что приводит к вынужденному значительному перепробегу транспорта, а также повышает экономические и социальные риски на территории региона [3], [7], [9]. 9. Нередко наблюдаются проблемы, выраженные в условиях разрозненности транспортной сети субъекта Федерации, отсутствия наземного сообщения между отдельными его частями, отсутствия (необходимости создания) единой наземной транспортной инфраструктуры и дальнейшего развития инфраструктуры водного и воздушного транспорта региона [5], [10]. 10. Недостаточно развитые сети автомобильных дорог общего пользования регионов затрудняют использование их экономического потенциала (территориального, природно-сырьевого, топливно-энергетического и т.д.), что снижает инвестиционную привлекательность территорий субъектов Федерации [2], [11], [15]. Таким образом, состояние и уровень развития дорог во множестве субъектах Российской Федерации являются острой управленческой проблемой, требующей в самое ближайшее время неотложного решения. Дополнительно следует отметить, что общими и типовыми – наиболее часто встречающимися, практически для всех обследованных регионов, проблемами являются следующие: Во-первых, из-за отсутствия финансовых средств на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту региональных (межмуниципальных) дорог не обеспечивается компенсация ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий дорог, построенных более 20 – 30 лет назад, неизбежно приводит к их необратимому разрушению. Во-вторых, состояние дорожной сети регионов нередко в полной мере не соответствует текущим экономическим и социальным потребностям общества. В-третьих, несвоевременность строительства и модернизации автомобильных дорог общего пользования практически всегда вслед за собой снижают эффективность развития иных отраслей регионального хозяйства (топливно-энергетического комплекса, лесопромышленного комплекса, горной промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы). В-четвертых, низкий уровень финансирования дорожной отрасли приводит к тому, что в на автодорогах области идет необратимый процесс старения и разрушения поверхности покрытия проезжей части, конструктивных слоев дорожной одежды и дорожных сооружений. Вследствие чего, подавляющее большинство автомобильных дорог региона перестают отвечать нормативным требованиям и потребительским свойствам, к ним предъявляемым. В-пятых, несмотря на то, что у руководства регионов присутствует понимание системообразующей роли автомобильных дорог, существующая их сеть зачастую отстает от требований роста экономики и социальной сферы субъекта Федерации.
Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 1
Ссылка для цитирования:
Ишанкулов А.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Вестник науки №3 (36) том 1. С. 40 - 49. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4248 (дата обращения: 02.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*