'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  216 просмотров

Дзаурова Л.А., Хадзиева А.А.

  


РОЛЬ МОТИВА ДОРОГИ В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию мотива дороги в творчестве С. Есенина   

Ключевые слова:
стихотворение, мотив пути, дорога, странничество, путь   


Роль образа дороги в лирике С.А. Есенина изучена мало, что объясняет актуальность нашей статьи. В.Н. Топоров отмечает, что «динамический образ пути отвечает глубинному соотношению особенностей человеческого восприятия мира». Подтверждает это суждение О.А. Черепанова выводами о том, что «дорога, являясь объектом культуры, присутствует и активно интерпретируется в различные периоды человеческой истории и различных эмоциональных типах культуры» [5, c.29]. Мотив пути-дороги является ключевым в лирике С.А. Есенина, он прослеживается в стихотворениях: «Сыплет черемуха снегом…», «Дымом половодье…», «Калики», «Край любимый! Сердцу снятся…», «На плетнях висят баранки…» и др. Жизнь человеческая во многом напоминает путь, имеющий две определенные точки в пространстве: начало и конец. Эта аналогия раскрывается через трудности, которые мы преодолеваем по реальной дороге, что отражается в стихотворениях С.А. Есенина: «Сохнет стаявшая глина…» и «По дороге идут богомолки». В приведенных примера мотив дороги становится смыслообразующей ступенью, обладающей особой эмоциональной наполненностью. Образ пути-дороги в творчестве Сергея Есенина метафоричен, он обозначает постепенный ход общей человеческой истории: На вратах монастырские знаки: «Упокою грядущих ко мне», А в саду разбрехались собаки, Словно чуя воров на гумне. Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… По тени от ветлы-веретенца Богомолки идут на канон. «По дороге идут богомолки», 1914 [2, с. 58]. В этом стихотворении автор описывает тернистый путь насекомых, проводя параллели с христианской жизнью, ведущей к спасению человеческой души. С помощью образа дороги С.Есенин осмысливает и интерпретирует не только окружающий его мир, но и себя самого. Метафора пути является образным изображением бытия человека в мире. В данном случае метафорами пути и дороги человек символически отвечает на вопросы о себе, о том, кто он есть и в чем смысл его назначения. Путь становится одним из главных феноменов, с помощью которых проводится символическое осмысление морально-нравственных ценностей человека. Хронотоп (пространство и время по М.М. Бахтину) пути в творчестве С.А. Есенина включает в себя ценностную систему героя-странника, особенности его мировосприятия, отражает тип мышления о мире (образы родного края): Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь. Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. «За горами, за желтыми долами…», 1916 [2, с. 22]. Образы «путь жизни», «дорога жизни» являются традиционными в русской литературе, они тесно связаны у С.А. Есенина с мотивом путешествия. Большое внимание поэт уделяет образам «пути», «тумана», «леса», «поля», которые сопровождают лирического героя в пути: Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман. Еду грязной дорогой с вокзала Вдалеке от родимых полян. Лес застыл без печали и шума, Виснет темь, как платок, за сосной. Сердце гложет плакучая дума… Ой, не весел ты, край мой родной. «Туча кружево в роще связала…», 1915 [2, с. 32]. В стихотворениях С.А. Есенина «Осень», «По селу тропинкой кривенькой…», «Сторона ль моя, сторонка…», «Пойду в скуфье смиренным иноком…» лирический герой-скиталец, встречая попутчиков, рассказывает им о своей сложной, но интересной судьбе. Стихотворение «Пойду в скуфье смиренным иноком…» автор создавал на протяжении нескольких лет, он обращался к нему на разных этапах своего творчества. Это говорит о том, что значение мотива странничества в лирике поэт важно. Жизнь человека оценивается им как великое счастье, выпавшее на его долю. Лирический герой готов поделиться своим счастьем, «смиренным инком», «белобрысым босяком», «косарем», «бродягой» со звездой: Пойду в скуфье смиренным иноком Иль белобрысым босяком Туда, где льѐтся по равнинам Берѐзовое молоко. «Пойду в скуфье смиренным иноком», 1914 [2, с. 40]. Поэт, «глядя на кольца лычных прясел, счастлив тем, что «украсил свою жизнь» бродяжной палкой. Роль мотива дороги в этом стихотворении велика. Лирический герой ведет читателя по дорогам своей родины и жизни. Пристальное внимание поэта обращено к пути в связи с желанием и со стремлением раскрыть метафору человеческой жизни в целом. С самого рождения человека дорога в его жизни становится одним из элементов среды обитания. Человек эмоционально и духовно «переживает» ее, подвергая «осмыслению», она становится частью его культурной среды.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дзаурова Л.А., Хадзиева А.А. РОЛЬ МОТИВА ДОРОГИ В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА // Вестник науки №3 (36) том 2. С. 24 - 29. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4251 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4251



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.