'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  120 просмотров

Махмудова М.Ф., Сайдуллаева Д.Б.

  


ФОЛЬКЛОРИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБДУЛХАМИДА ЧУЛПОНА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются фольклоризмы в произведениях Абдулхамида Чулпона   

Ключевые слова:
фольклор, литература, устное творчество   


Наши предки, внесшие большой вклад в мировую цивилизацию своей древней и богатой национальной культурой, создали богатые фольклорные традиции различных жанров. Эти шедевры мысли, веками воспевающие добро, отражают самые благородные взгляды нашего народа, ориентированные на благородные цели. Ведь шедевры устного народного творчества, воплощающие в себе многообразие поэтического таланта нашего народа, творческий потенциал которого чрезвычайно высок, веками служили неиссякаемым источником духовной силы. В таких великих эпосах, как «Алпомиш», «Гуругли», «Кунтугмиш» воспеваются творческие мечты нашего народа. Именно поэтому эпос «Алпомиш» упомянается Президентом нашей страны, как уникальный шедевр народного творчества, - это героическая песня, отражающая самобытность нашего народа и передающаяся из поколения в поколение. Если древняя история нашего народа представляет собой бесконечную эпопею, то правильно будет сказать, что «Алпомиш» - это начало этой эпопеи. Фольклорные произведения, представляющие собой своеобразное художественное осмысление мировоззрения, общественно-политических, духовно-эстетических и философских взглядов нашего народа, являются очень редким источником, охватывающим десятки жанров. Фольклорные произведения ценны еще и тем, что они как нельзя лучше отражают образ жизни, мечты, стремления, обычаи, обряды и традиции наших предков, создавших высокую культуру на нашей Родине. Изучение фольклора в узбекской литературе и проблема освещения все новых и новых его сторон являются одной из интересенейших тем. И масштабы их изучения растут. В узбекском литературоведении вопрос фольклора изучался многими литературоведами. В частности , была изучена в монографических и диссертационных работах таких ученых, как Нарзикулова Ф., Муминов, И. Ёрматов, Б. Саримсаков, Л. Шарипова, О. Сафаров, Д. Холикова, Г. Джалалов, Т. Абдурахмонов. Но в настоящее время языковые особенности фольклоризмов изучены недостаточно. Термин фольклоризм ввел французский фольклорист XIX века П.Себийо. Известный русский фольклорист М. в 30-е годы М.К. Азадовский тоже употребил термин фольклоризм.Изучая фольклор в творчестве М.Ю.Лермонтова, он дает такое определение: "фольклор-это изучение устного наследия народа в произведениях совершенного искусства, образцах художественной литературы, а также пропаганда его в широких народных массах". Поэтому писатели разных стилей пишут о нем с охотой и радостью, и всякий находит то, что ищет. Саримсоков Б . изучает фольклор по структуре и положению художественного произведения, разделяя его на две группы: простые и сложные фольклоризмы. Ученый вводит в обыденную группу фольклорные образные выражения, присущие народным пословицам, поговоркам, устной речи. А народный эпос включает стилизацию сказок, рассказов и легенд в группу  сложных фольклоризмов. В романе "День и ночь" Чулпон использовал простые фольклоризмы-пословицы. Они служат для того, чтобы раскрыть суть произведения. Были использованы такие пословицы, как - “Хамал келди, амал келди”(“Наступил месяц Хамал- наступило дело”), “Эчкига ўлим, кассобга ёғ!” («Козе смерть-мяснику- жир!»), “Кичкина митти, хон хўжани йикитди” («Малый-но удалой!»), “Туя курдингми? Йук!” («Видел веблюда?-Нет!»), “Шошилмасанг етасан” («Не спеши- дойдешь»), “Чорасиз дард йук” («Нет дела без выхода»), “Ўлим билан ишқдан бошка хамма дарднинг чораси бор” («Всякой хвори, кроме смерти и любовной болезни- есть лекарство»), “Эртанинг ғамини эшак ейди” («Только ишак переживает о завтрашнем дне»), “Куй хам бутун, бўри хам тўқ” («И волки сыты- и овцы целы»), “Оғзи қийшик булса хам бойнинг ўғли гапирсин” ("Пусть сын богатого говорит , если даже у него рот кривой"), “Пули борнинг гапи ўнг, пули йўқнинг гапи тўнг” ("Разговор того, у кого есть деньгиправильный, а у кого их нет- пустая болтавня"). В произведениях Чулпона настроение героев, их внутренний и внешний мир выражаются в тонких выражениях и пословицах. В народных сказках художественная выразительность и изобразительные средства очень красочные, и они обеспечивают содержание произведения, реальность и народность событий. Такие народные, древние изречения доставляют читателю удовольствие, в то же время дают толчок к умному выводу- заключению. Писатель сумел плодотворно использовать фольклор, и тем он увеличил ценность своих произведений.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Махмудова М.Ф., Сайдуллаева Д.Б. ФОЛЬКЛОРИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБДУЛХАМИДА ЧУЛПОНА // Вестник науки №3 (36) том 2. С. 30 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4252 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4252



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.