'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  361 просмотров

Череватая Ю.Н.

  


ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье вводится понятие подросткового буллинга, а также рассматриваются причины и последствия его возникновения. Особенное внимание уделяется видам буллинга, его характерным чертам, мотивам, и психологии поведения его участников   

Ключевые слова:
буллинг, виды буллинга, агрессия, причины, негативные последствия   


Подростковый возраст является одним из самых трудных периодов в жизни человека, и чуть ли не важнейшим этапом становления личности. Подростки учатся воспринимать реальность таковой, какая она есть, и адекватно реагировать на вызовы окружающего их мира, который уже перестает быть таким «радужным», каким мог казаться в раннем детстве, когда они были постоянно окружены родителями, близкими и друзьями. Они прошли первый этап социализации в кругу семьи, однако не исключено, что родители приняли решение перед школой отправить детей в детский сад. Однако же, стоит заметить, что на сегодняшний день можно наблюдать относительное сокращение такой тенденции среди молодых семей по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад. Пребывание в детском саду для ребенка может стать весьма полезным опытом при переходе в школу. Ребенок в данном случае уже будет уметь общаться со сверстниками и проявлять некоторую степень гибкости в общении с одноклассниками. Тем не менее детский сад нельзя полностью определять как поле для свободного развития индивида, поскольку в детском саду влияние взрослых все еще велико, и контроль над попытками детей взаимодействий со сверстниками весьма велик. Школа же дает больше свободы для развития, общения, изучения. Однако существует довольно много вызовов, обусловленных предоставлением некой степени самостоятельности с расчетом на дальнейшее развитие индивида. Главной опасностью для развития ребенка может послужить так называемый «буллинг». Для дальнейшего изучения его причин и последствий следует определить, что являет собой данное понятие. Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других при наличии неравенства сил. При этом жертва демонстрирует, как сильно ее это задевает, что создает возможность трансформации таких действий в регулярную травлю. Если говорить более подробно, то буллинг – это школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Цель буллинга - вызов страха у объекта травли с целью подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического давления и физического притеснения. Характерные черты буллинга:  Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.  Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного. Существует два основных вида буллинга: прямой и косвенный. Прямой буллинг предполагает открытое воздействие: избиения, оскорбления. Косвенный – непрямые способы влияния и давления, например, распространение слухов или объявление бойкота (намеренные игнорирования одним или группой одноклассников). Также существует классификация буллинга по направленности. Таким образом, буллинг бывает между: - двумя учениками; - несколькими учениками и учеником; - учителем и учеником и наоборот; - учителем и несколькими учениками и наоборот (в некоторых случаях и всем классом). По особенности содержания можно выделить 4 основных вида буллинга:  Физический: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Является самым распространенным и явным типом буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается среди учеников средних классов (5-8 класс), а к старшим классам исчезает. Такое распространение оправдано юридически, поскольку 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности, и данный возрастной период приходится в среднем на 8-9 класс.  Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Этот вид буллинга очень часто выходит и за пределы школы, однако в школе может встречаться даже в младших классах. Существуют также случаи подобных взаимодействий между школьниками разных возрастов, например, средних и младших классов, либо средних и старших, где давление исходит от ученика или группы учеников наиболее старшей возрастной группы.  Социально-психологический буллинг: распространение сплетен и слухов, игнорирование, недопуск к общим делам группы и мероприятиям, выставление на посмешище, манипуляции. Данный тип буллинга актуален для всех возрастов, но гораздо чаще остается незамеченным. Следует отметить, что именно этот тип вызывает самые сильные эмоциональные потрясения у жертвы.  Электронный (виртуальный) буллинг: предполагает травлю через телефонные звонки, записки по электронной почте и мессенджерам, а также травлю в социальных сетях. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц,  отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных и их обнародование. Буллинг можно охарактеризовать как неадекватную асоциальную попытку самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:  привлечение внимания со стороны взрослых и сверстников  демонстрация силы;  утаивание неуверенности и страхов;  удовлетворение потребности во власти и доминировании. Агрессия — это защитная реакция психики, и потому можно предположить, что агрессоры ощущают тревогу, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите. Однако это далеко не единственная причина буллинга. Артур Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:  Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.  Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой, порой даже завышенной и граничащей с нарциссизмом.  Тревожность. При этом типе булли сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуальноличностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.  Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им недоступны другие способы самоутверждения. Стоит отметить, что наблюдение за отношениями в подростковом коллективе является очень важным моментом. Если ребенок на протяжении всего школьного обучения не меняет класс и окружение, укореняется определенная иерархия среди детей, внутри которой существуют свои лидеры, их окружение и жертвы. Некоторые и до конца могут быть непричастными, оставаясь абсолютно безразличными к жизни класса и отношениям между сверстниками. Формирование коллективов в школах происходит по-разному: некоторые классы перемешивают, некоторые школы принимают учеников лишь после 7-8 класса (как правило, это специализированные школы, лицеи, гимназии). Однако иной раз бывает и так, что детей, подвергшихся травле в школе, родители вынуждены переводить в другие учебные заведения. А дети в свою очередь должны вновь вливаться в новый коллектив, проходить социальную стратификацию среди новых людей, утверждаться заново. А это тоже может являться большой проблемой для тех, кто уже подвергся буллингу ранее и не решил эту проблему. В данном случае подростки бывают затравлены настолько, что находятся в постоянном страхе и закрываются в себе. Это негативно влияет на учебу, отношения в семье и в целом на дальнейшее развитие подростка как личности. Буллинг может привести к различным негативным последствиям: психологические травмы, возникновение неврозов и фобий, попытки изоляции от общества. Наиболее острыми последствиями травмы являются суицид и убийство. Когда травля переходит всякие рамки, как уже говорилось ранее, в данном случае насилие может породить еще большее насилие. К сожалению, многие учителя и родители не воспринимают данную проблему всерьез. Поэтому в таких случаях подростки вынуждены сами справляться с проблемами в школе. Некоторых это закаляет и воспитывает в них стержень для будущего успешного взаимодействия в обществе. Однако есть те, кто не справляется, и это ведет к очередным личным трагедиям многих не успевших сформироваться и проявить себя индивидов. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Череватая Ю.Н. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №3 (36) том 2. С. 42 - 47. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4255 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4255



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.