'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  165 просмотров

Тетерятникова Т.В., Бородина И.И.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрыта сущность понятия воображения и творческая деятельность, а также рассмотрены особенности воображения подростков   

Ключевые слова:
воображение, творчество, подростки, подростковый возраст   


Введение. Изучение феноменологии, ключевых особенностей и закономерностей развития процесса воображения в подростковом возрасте, занимает особое место в системе научно-психологического знания. Промежуточный этап между детством и взрослостью, играет важную роль в развитии и становлении личности. Воображение помогает подростку преодолевать трудности, искать необычные решения проблем, генерировать новые идеи. Оно подталкивает его к развитию способностей и навыков человека, делает подростка более значимым, уникальным. В этом возрасте осуществляются как физиологические, так психологические изменения. Особенно данный период характерен самовыражением и саморазвитием, реализацией творческого потенциала. В современном мире человечество сталкивается с различными быстроизменяющимися и развивающимися тенденциями, с жесткой конкуренцией, и поэтому нуждается в нестандартном мышлении. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью развития творческого мышления и воображения к началу профильного обучения подростков. Анализ последних исследований и публикаций: изучению посвящены труды Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко [1], Л. СВыготского[2],[3], Р.С. Немова[4], С.Л. Рубинштейна[5], Л.Ю.Субботиной[6]. Однако многие вопросы нуждаются в более детальном и глубоком исследовании. «Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью» [5]. Так, выдающийся психолог Л.С. Выготский трактовал творческую деятельность как деятельность человека, которая создает нечто новое: «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого поведения» [3]. Л. С. Выготский отмечает, что именно творческая деятельность позволяет человеку не только созидать своё настоящее, но и видоизменять его. Творческую деятельность, являющуюся частью способностью нашего мозга в психологии, называют воображением или фантазией. В обычной жизни под воображением и  фантазией подразумевают нечто нереальное, несуществующее. Однако Л.С. Выготский отмечал, что на деле воображение как основа творческой деятельности одинаково проявляется во всех сферах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. [3]. Поэтому весь мир культуры, т.е. всё что создал человек есть продукт воображения. Большой психологический словарь даёт следующее определение воображению: «Воображение (фантазия) (англ. imagination) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе» [1]. Человек в своём сознании создаёт образ, которого пока нет в реальности, опираясь на преобразование прошлого опыта. Таким образом, процесс создания новых психических образов есть воображение. Суть воображения состоит в процессе создания новых психических образов. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что творческие процессы обнаруживаются ещё в раннем детстве. Исходя из этого одним из очень важных вопросов в детской психологии и педагогике стаёт вопрос о творчестве и его развитии у детей. Однако следует отметить, что воображение всегда строится из материалов, данных нам действительностью, затем комбинируя и создавая всё новые элементы. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что воображение напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека. Это объясняет тот факт, что воображение подростка не так сложно и богато, как у взрослого, однако, ему значительно уступает воображение ребенка. В этом заключается необходимость для детской психологии расширять опыт ребёнка, создавать достаточно оснований для его творческой деятельности [2]. Благодаря данному психическому процессу, подростку легче совладать с внешними и внутренними трудностями, он начинает искать необычные варианты их преодоления, снижает уровень воздействия стрессоров, смягчает воздействие на него психоэмоционального напряжения. С помощью воображения, он может представлять, прогнозировать свое будущее. В подростковом возрасте воображение претерпевает изменения, по сравнению с предыдущими периодами развития. По Л.С. Выготскому, в данном возрастном промежутке происходит перелом или свертывание детской фантазии, падает интерес к сказкам, фантастическим рассказами, рисованию. Однако, начинают развиваться совершенно новые формы воображения. Роль значимых субъективных переживаний отражается на творческой активности подростков, вовлекая их в литературную деятельность [3]. Л.Ю. Субботина отмечает, что воображение протекает через несколько фаз, имеющих отношение к рассудочной деятельности. Первый этап затрагивает промежуток с рождения до 15 лет, после него развивается следующий этап, который характеризуется более ускоренным развитием рассудочной деятельности [6]. Следует отметить тесную взаимосвязь воображения с реальностью. Такая связь возможна только благодаря чужому или социальному опыту. Опираясь на прошлый чужой опыт, мы получаем результат, в котором воображение совпадает с действительностью. В таком случае воображение играет роль в формировании и развитии человека, становится средством развития опыта. Исходя из вышесказанного воображения является неотъемлемым условием любой умственной деятельности. Из этого вытекает двойственная зависимость воображения и опыта.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тетерятникова Т.В., Бородина И.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №3 (36) том 3. С. 26 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4275 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4275



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.