'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  99 просмотров

Тетерятникова Т.В., Бородина И.И.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрыта сущность понятия личностная креативность, описываются основные ее проявления и закономерности, характерные для подростков   

Ключевые слова:
личностная креативность, творчество подростки, подростковый возраст   


Введение. Современные реалии постоянно требуют от человека нестандартного, особого подхода к разрешению возникающих проблем. В связи с этим, одним из требований, предъявляемых к современной науки, является формирование креативной, творческой личности, способной к самостоятельной адаптации. Креативность помогает самосовершенствоваться, подталкивает к развитию новых способностей и навыков человека, позволяет находить новые уникальные решения для преодоления проблем. Возникает необходимость поиска новых подходов к психологическим проблемам развития молодого поколения как людей активных, креативных, социально-динамичных. Анализ последних исследований и публикаций: в работе рассмотрены труды О.Ю. Барабаш [1]; Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленская [2]; В. Н. Дружинина[3]; Е. П Ильина [4]; В. М. Коваленко, И.Г. Кочетковой [5], [6]; А.Н. Фоминовой, Т.Л. Шабановой [7]; Е.Е. Подгузовой [8]; Я.А. Пономарёва [9]; Е.Л. Солдатовой[10]. Для того, чтобы составить систематизированное представление о понятиях, отражающих различные грани феномена творчества, творческого процесса и креативности, рассмотрим основные подходы в исследовании проблемы развития креативности и творчества. Ввиду отсутствия в научной сфере четкой дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что творческой признается любой вид деятельности, кроме узко направленной автоматизированной деятельности [2]. Само понятие творчество имеет двоякую природу и рассматривается как самостоятельная деятельность и как определённый компонент какой-либо деятельности. В качестве творчества может выступать любой элемент деятельности – от постановки проблемы до способа её разрешения. А.Я. Пономарев определял основой творческого процесса интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. В таком случае творчество понимается как взаимодействие, механизм которого имеет определённые фазы функционирования. Также Пономарев отмечал, что фазы решения творческих задач в способности действовать в уме детей аналогичны формам поведения у взрослого, умственно развитого человека Я.А. Пономарёв стал основателем психологии творчества в отечественной науке. Он разработал понимание психологического механизма  творчества как единства интуитивного и логического (рефлексивного). Исследователь выделял четыре фазы решения творческих задач. 1. Фаза произвольного, логического поиска. На данном этапе актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, однако решение которой не может быть выведено логически из имеющихся предпосылок. 2. Фаза интуитивного решения. Фаза характеризуется несознательным поиском решения проблемы. Необходимость в интуитивном решении возникает в том случае, если в предыдущей фазе логические приёмы были выбраны неадекватные для данной проблемы. При этом решение выглядит как неосознанное и самопроизвольное. 3. Фаза вербализации интуитивного решения. На данном этапе происходит объяснение способа решения и его вербальное оформление. Следует отметить что основой осознание результата служит включение человека в процесс взаимодействия, т.е. коммуникация с другими людьми. 4. Фаза формализации вербализированного решения. Формулируется задача логического оформления способа решения задачи. Данный процесс формализации происходит на осознанном уровне. В таком случае фазы творческого процесса рассматриваются как уровни организации психологического поведения, сменяя друг друга в ходе решения задачи. Другой советский психолог В.Н. Дружинин [3] формулирует понятие «интеллектуальный диапазон». Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются, прежде всего, уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и компетентности [8, с.12]. Творческая активность возникает в процессе решении творческих задач. Однако в ходе психологического анализа поведения людей отмечается, что  существует такой тип личности, который использует оригинальные, нестандартные способы решения любых жизненных ситуаций – эти тип творческой личности [3]. Главной особенностью творческой личности является креативность. «Креативность – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребности в исследовательской активности» [3]. Креативная личность обладает целым рядом особенностей. Среди них отмечают: - когнитивность как развитое воображение, способность к дивергентному мышлению; - эмоциональность как высокая возбудимость; - мотивация как потребность в самоутверждении, самовыражении; - коммуникативность – стремление к лидерству Совершенно иной подход к изучению креативности и творческого мышления предложил Джо Пол Гилфорд, который выделял два типа мышления: конвергентный и дивергентный. Главной целью Дж. Гилфорда было рассказать об анализе объекта, известного как человеческий интеллект, вместе с его составляющими. Но наиболее значимым Гилфорд считал исследования по развитию единой теории интеллекта человека. Данная теория соединяет известные специфические или основные интеллектуальные способности в общую систему под названием «структура интеллекта». Продолжая работу над структурой интеллекта, исследователь отмечает, что хотя между факторами существует различие, они подлежат классификации, так как между ними в некоторых отношениях обнаруживаются сходства. Таким образом, классификация должна соответствовать основному виду процесса или выполняемой операции

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тетерятникова Т.В., Бородина И.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №3 (36) том 3. С. 34 - 44. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4276 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4276



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.