'
Новиков В.А., Усманова К.Н.
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ *
Аннотация:
Проблема финансирования инновационной деятельности стоит очень остро на данный момент в нашей стране. Большое количество перспективных инновационных проектов требуют вливания денежных средств для эффективного функционирования
Ключевые слова:
инновации, государства, наука, эффективность, программы
За последние десятилетия инновации проникли во все сферы жизнедеятельности общества. Современный мир не представляется без как уже внедренных инноваций, так и без будущих нововведений, способствующих дальнейшему прогрессу. Ученые и специалисты со всего мира сходятся во мнении, что сегодня именно инновации составляют основную движущую силу социально-экономического развития. В инновационной системе страны носителям интеллектуального ресурса так же необходимы, показатели отражающие: восприимчивость потенциального партнера к инновациям; его экономическую устойчивость; наличие возможности гибко перестраивать управленческую систему в соответствии со стратегическими потребностями совместного инновационного процесса; заинтересованность в поддержке малых субъектов инновационных отношений. Публичная оценка субъектов инновационных отношений на основе утвержденной Правительством программы, не только поспособствует вовлечению малых субъектов в более активное взаимодействие с государством и крупными предприятиями, но и создаст среди последних конкуренцию, мотивируя их развиваться, учитывая необходимость создания условий привлекательности для первых. Кроме того, база количественных статистических данных, поспособствует становлению инноватики, как самостоятельной науки, не только со своей методологией и практическим инструментарием, но также со стратегией развития, разветвленной системой подспециализаций и разнообразными институциями, обеспечивающими её эффективную интеграцию в инновационную систему страны. В последние годы Россия решительно устремилась в направлении развития инновационной экономики. Так в 2011 году Правительству РФ представлена «Стратегия инновационного развития на период до 2020 года» (далее СИР- 2020), разработанная в соответствии с поручением Председателя Правительства от 3.03.2010 [1], а в апреле 2014 г. Правительством РФ была утверждена обновлённая Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее Государственная программа) [2]. Разделяя устремления разработчиков СИР-2020 и практические действия Правительства, вместе с тем, при детальном ознакомлении с данными документами, трудно не согласиться с мнением экспертов о том, что СИР-2020 не является инструментом управления [3]. И к основным проблемным зонам эксперты относят отсутствие связи между показателями и мероприятиями внутри и вне стратегии, а также отсутствие систем мониторинга. А утвержденная Государственная программа проявила эти проблемные зоны более отчетливо. Так, целевые показатели программы Государственной программы и подпрограмм, не в полной мере отражают понятие инновационности и не взаимосвязаны между собой, что приводит к тому, что мониторинг исполнения подпрограмм и программы, в целом, сводится преимущественно к контролю показателей расходования бюджетных средств на прямые вложения и субсидии по отдельным направлениям. Тем самым субъекты-участники инновационного развития автоматически подразделены на несколько групп с разными правами, взаимоотношениями и интересами, что, безусловно, не может обеспечить условий эффективного управления экономикой государства. К первой группе может быть отнесен государственный сектор науки и промышленности, задействованный на решение стратегических задач в рамках национальных интересов, который загружается заказами по утвержденным долгосрочным программам, с устойчивым финансированием, определенными целями и задачами, с соответствующей системой контроля, отчетности, ответственности и управляемыми рисками. И поскольку программы национального значения, по определению, наукоемки, а их реализация связана со многими отраслями экономики, то предприятия, задействованные в этом сегменте, безусловно, находятся на ключевых и передовых позициях по внедрению инновационных форм, методов и технологий управления собственным развитием, и обеспечивают весомый вклад в инновационное развитие экономики страны в целом. Одним из примеров может служить государственная корпорация «Росатом», чья деятельность направлена на развитие ядерной и энергетической отраслей [4].
Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 4
Ссылка для цитирования:
Новиков В.А., Усманова К.Н. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ // Вестник науки №8 (8) том 4. С. 218 - 227. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/428 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*