'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  72 просмотров

Седова Т.В., Чорновол Е.П.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ *

  


Аннотация:
в статье исследуются вопросы правового регулирования платежей, налогов и сборов за пользование недрами и предлагается перейти от дохода государства от недропользования из разряда налоговых доходов в разряд доходов от использования государственного имущества, что будет соответствовать рыночно-конкурентным началам его предоставления хозяйствующим субъектам государством за плату   

Ключевые слова:
недропользователь, платеж за пользование недрами, за пользования недрами, регулярные платежи, разовые платежи   


В основу правового механизма предоставления государством участков недр в пользование заложена система особых платежей минерально-сырьевого сектора - платежи за пользование недрами, предусмотренных разделом V Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I «О недрах» 1 (далее – Закон РФ «О недрах»). Согласно ст. 39 Закона РФ «О недрах» в систему платежей при пользовании недрами входит три самостоятельных вида платежа: 1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование; 2) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 3) регулярные платежи за пользование недрами. Вместе с тем пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст. 40 Закона РФ «О недрах» пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее в настоящей статье - разовые платежи за пользование недрами). Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами сообразно Методике расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России от 30.09. 2008 N 232 , устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации, за исключением разовых платежей за пользование недрами, устанавливаемых в отношении нефти и (или) газового конденсата. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Согласно ст. 42 Закона РФ «О недрах» сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов в порядке, предусмотренном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.11.2013 N 507.  Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 43 Закона РФ «О недрах»). Данные платежи взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации. Их размеры в силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.03.2014 N 134 определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Следует отметить, что четкая юридическая квалификация платежей за пользование недрами осложняется отсутствием единых подходов в доктрине и практике правоприменения определения юридической природы отношений, возникающих на основании лицензии между распорядителем недр в лице уполномоченного органа и пользователями недр - владельцами лицензий. Исходя из общих начал современного российского законодательства о недрах, некоторые исследователи отношения недропользования определяют как публично-правовые. В частности, Б.Д. Клюкин считает, что лицензия является, по существу, исключительно административным актом, а заключаемые на ее основе лицензионные соглашения и иные договоры между государством и пользователем недр, являясь по форме гражданско-правовыми актами, фактически не содержат главного элемента гражданско-правовых взаимоотношений, а именно учета интересов обеих сторон таких правоотношений. В таком случае право государства извлекать рентный доход посредством установления и взимания в бюджет специальных обязательных платежей с пользователей недр проистекает не только из принадлежности государству права собственности на недра в их естественном состоянии, но, как пишет М.Ю. Орлов,  также из абсолютной власти государства определять доходные источники своих финансовых ресурсов, не будучи зависимым от воли плательщиков или иных субъектов права, называемой в теории налогового права фискальным суверенитетом государства. Отсюда следует, что платежи за пользование недрами по российскому законодательству, размеры и порядок их уплаты фактически никак не связаны с гражданско-правовыми обязательствами. Поэтому, по мнению А. И. Перчика, в Российской Федерации необходимо и целесообразно введение специального налогового режима, охватывающего все виды налогов, сборов и платежей в сфере нефтегазодобычи. Вместе с тем многие ученые-юристы придерживаются позиции о гражданско-правовом характере отношений недропользования, а лицензионное соглашение позиционируют в качестве гражданско-правовой сделки. Так, например, А.И. Перчик утверждает, что Закон РФ «О недрах» не только признает наличие гражданско-правовых отношений в области недропользования, но и прямо регулирует их. Аналогичного мнения на этот счет придерживается Е.Ю. Веденеев, который считает, что лицензионные соглашения «представляют собой волеизъявление нескольких субъектов, направленное на установление их прав и обязанностей, связанных с предоставлением права пользования недрами, и относится к сфере гражданско-правового регулирования. Таким образом, лицензионные соглашения содержат признаки сделки (договора), предусмотренные действующим гражданским законодательством». Д.Г. Храмов полагает, что «отношения, возникающие в процессе реализации права пользования недрами в обычном, "лицензионном" режиме, носят обязательственный характер и регулируются нормами гражданского законодательства». Вместе с тем некоторые авторы, в частности О.М. Теплов, считают, что «базовый федеральный закон в сфере недропользования (Закон РФ «О недрах») недостаточно учитывает положения нового гражданского законодательства, не определяет пределы гражданско-правового регулирования отношений недропользования». С подобным утверждением нельзя не согласиться, та как действующее в этой области отечественное законодательство, вопреки рыночноконкурентным началам предоставления хозяйствующим субъектам публичноправовыми образованиями имущества в пользование, к которому относятся также объекты природы, в том числе недра, ориентируется на архаическую налоговую систему. С учетом этого представляется целесообразным перейти от системы налогов за пользование недрами к системе платы и, как следствие, от дохода государства от недропользования из разряда налоговых доходов в разряд доходов от использования государственного имущества. Введение платы за недра соответствует экономической сущности отношений недропользования, где государство выступает в качестве собственника недр, предоставляя свою собственность в пользование субъектам предпринимательской деятельности за плату. При этом товарным элементом таких отношений будет являться само право недропользования. Размер платы за недра в таком случае должен определяться соглашением сторон на двухсторонней основе, что позволит обеспечить эквивалентность отношений недропользования как разновидности товарно-денежных отношений. Вместе с тем в ст. 39 Закона «О недрах» предлагается внести следующие изменения: 1) в систему платежей за пользование недрами включить платежи за экспертизы запасов полезных ископаемых и проекты геологического изучения недр; 2) установить индексацию ставок системы платежей за пользование недрами на коэффициент инфляции.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Седова Т.В., Чорновол Е.П. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ // Вестник науки №3 (36) том 3. С. 82 - 88. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4282 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4282



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.