'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  134 просмотров

Федотова А.Л.

  


КАТЕГОРИИ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ *

  


Аннотация:
в статье проанализирована отдельная категория лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, рассмотрены цели и критерии выделения отдельной категории лиц, обоснована необходимость ее выделения   

Ключевые слова:
отдельные категории лиц, особый порядок судопроизводства, уголовное преследование, неприкосновенность, иммунитет   


Одним из наиважнейших условий совершения правосудия является всеобщее равенство перед законом и судом, данное условие закреплено в ст. 19 Конституции РФ [1]. В то же время, как и в любом современном правовом государстве, в России предусмотрены исключения из данного правила, оно заключается в выделении отдельных категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства по уголовным делам. Законодательное закрепление такой категории лиц вызывает бурные споры среди ученых, многие их них не согласны с выделением отдельной категории лиц, другие не согласны именно с перечнем лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства, также существуют сторонники данной законодательной инициативы. Ю. В. Козубенко считает, что иммунитеты, которые закреплены в гл. 52 УПК РФ представляют собой разновидность антисистемы в механизме уголовно-процессуального регулирования. Лица, перечисленные в ст. 447 являются участниками судопроизводства с необъяснимой ничем процессуальной правосубъектностью [7, с. 21]. Такой автор, как Д. М. Сафронов указывает, что не все перечисленные в ст. 447 УПК РФ лица должны быть наделены иммунитетом от незаконного уголовного преследования [8, с. 101]. Данный автор подвергает критике перечень указанных лиц. А. В. Смирнов указывает, что выделение особой категории лиц в ч. 1 ст. 447 УПК РФ допускается в силу некоторых публично-правовых интересов, иммунитет лиц, занимающих определенные должности, является гарантией эффективного выполнения их должностных функций [5, с. 213]. Похожие высказывания приводит такой автор как Е. А. Рубинштейн, он пишет, что развитие общественных отношений, их сложность и многообразие влечет необходимость наделения дополнительными гарантиями от незаконного вмешательства в деятельность лиц, которые выполняют особые государственнозначимые функции [6, с. 89]. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства по уголовным делам, приводится в ст. 447 УПК РФ [2]. Они включают: лиц, занимающих должности депутатов; лиц, занимающих должность судей в судах РФ разного уровня, присяжных, на время осуществления ими правосудия; некоторых должностных лиц счетной палаты РФ; действующего и бывшего президента, также кандидата на эту должность; уполномоченного по правам человека; некоторых должностных лиц МВД РФ; адвоката; членов избирательной комиссии; зарегистрированных кандидатов в депутаты органов власти. Выделение перечисленных лиц с целью применения к ним особого порядка судопроизводства мотивируется тем, что они занимают общественнозначимые должности, которые оказывают влияние на нормальное функционирование нашей страны [3, с. 148]. Данным лицам необходима дополнительная защита от уголовного преследования, чтобы на них никто не смог оказывать давление, тем самым осуществляя препятствия их служебной деятельности. Деятельность участников законотворчества связана с разработкой и принятием различных законов, которыми регулируется работа органов МВД, судов, поэтому они должны быть защищены от незаконных претензий уголовного судопроизводства. Должностные лица органов судебной власти обязаны выносить решение по любому делу, только опираясь на свое внутреннее убеждение, что закреплено в ст. 17 УПК РФ. По этой причине данных лиц нужно оградить от угроз разного рода, которые также могут выражаться в угрозах привлечения к уголовному преследованию. Должностные лица органов исполнительной власти и органов государственного контроля выполняют руководящие и контрольные функции управления страной, они могут натолкнуться на противодействие подотчетных государственных органов, должностных лиц государства, которые осуществляют должностные обязанности, нарушая закон. Поэтому данной категории лиц также необходимы дополнительные гарантии при их уголовном преследовании. При анализе перечня лиц, представленном в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, вопрос вызывает п. 10, согласно ему, в особый порядок уголовного судопроизводства применяется в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.  В определении Конституционного Суда РФ [4] указываются цели выделения отдельных категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства. Они включают беспрепятственное исполнение профессиональных обязанностей, обеспечение при этом независимости и самостоятельности, недопущение необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Также в данном определении указано, что повышенные гарантии неприкосновенности всех перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ лиц являются важным условием защиты публичных интересов, которые связаны с особенностями выполняемых или функций профессиональной деятельности. С данными выводами Конституционного суда РФ можно согласиться, то есть получается к особой категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, должны относиться те лица, которые осуществляют деятельность, либо занимают должности обеспечивающие интересы РФ. В то же время лица, перечисленные в п. 10 ч. 1 ст. 447 УПК РФ только претендуют на занятие государственной должности, которая требует особого порядка судопроизводства по уголовному делу. Также необходимо отметить, что далеко не каждый кандидат займет должность, на которую он претендует. Зарегистрированный кандидат в депутаты органов власти пребывает в таком статусе в среднем три месяца, это самая не продолжительная по времени категория лиц из всех представленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. Данная ситуация может привести к злоупотреблениям кандидатами в депутаты статусом неприкосновенности. В списки зарегистрированных кандидатов в депутаты может попасть лицо, даже не имеющее реальной возможности стать депутатом, при этом он может иметь своей целью на время заполучить иммунитет от привлечения к уголовной ответственности. Исходя из всего вышесказанного, автором полагается, что выделение отдельных категорий лиц, в отношении которой применяется особый порядок судопроизводства по уголовным делам необходимо, так как в связи с  особенностями их профессиональной деятельности они могут быть подвержены незаконному уголовному преследованию. В то же время, перечень лиц, представленный в ст. 447 УПК РФ должен быть тесно увязан с их профессиональной деятельностью, то есть критериями попадания в отдельную категорию лиц должны быть деятельность или профессиональные обязанности лица, которые осуществляются в интересах Российской Федерации. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Федотова А.Л. КАТЕГОРИИ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ // Вестник науки №3 (36) том 3. С. 89 - 94. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4283 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4283



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.