'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (36) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  90 просмотров

Хушбоков О.У.

  


ЛОТМАН Ю.М. И ЕГО ТВОРЧЕСТВО *

  


Аннотация:
настоящая статья представляет собой обзор творчества величайшего филолога, историка, литературоведа Ю.М. Лотмана. Благодаря его статьям, заметкам и монографиям, многие отечественные литературные произведения и исторические события стали по-другому восприниматься в научных кругах   

Ключевые слова:
Лотман, творчество, русская литература, история, Пушкин, Карамзин   


По праву можно считать, что научная жизнь Юрия Лотмана началась в 1952 году, когда он защитил кандидатскую диссертацию. Несмотря на то, что ему было отказано преподавать в ЛГУ, он нашел место в учительском университете Тарту. Параллельно Лотман получил место заведующего кафедры русского языка и литературы в Тартуском университете, что повлияло на его будущую научную судьбу и карьеру. Однако следует отметить, что еще в студенческие годы Лотман делал определенные успехи. Например, в 1950 году по материалам собственных исследований он подготовил работу «Из истории литературно-общественной борьбы 80-х гг. XVIII века. А. Н. Радищев и А. М. Кутузов», которая была опубликована в сборнике ЛГУ. Статья уникальна тем, что Лотман в одном тексте смог объединить переписку двух друзей — Радищева и его оппонента масона Кутузова; с другой стороны, в данной статье ученому удалось отразить идеологическую полемику двух мыслителей. Некоторые труды студенческого периода творчества Лотмана не сохранились, тем не менее, по имеющимся работам можно понять, что уже в студенческие годы ученым было положено начало формированию собственного исследовательского мышления. Диссертация на соискание степени кандидата наук стала определенной вехой в творчестве ученого. Лотман в 1952 году в ЛГУ защитил диссертацию о творческом взаимодействии Радищева и Карамзина. Данная диссертация дала Лотману материал для публикации ряда статей о Радищеве и Карамзине. Так в статье «Радищев и Мабли» Лотман сравнивает идеи отечественного мыслителя и французского философа. Делает обобщающие выводы относительно развития русской и западноевропейской философии. В опубликованных статьях после защиты Лотман пытался синтезировать отечественную и зарубежную культуру формирования социально-философских воззрений. Например, в статье «Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века» Лотман писал о влиянии взглядов Ж. Ж. Руссо на русскую культурную среду. Среди статей, опубликованных в данный период творчества Ю. Лотмана, особого места заслуживает работа «Эволюция мировоззрения Карамзина (1789- 1803)». Данная статья положила начало публикации серии научных трудов о Карамзине. В последствии серия статей превратилась в монографию «Сотворение Карамзина». Следует отметить, что Лотман начала изучать творчество Карамзина тоже в студенческие годы. Будущего ученого стала волновать проблема, что значение наследия великого историка не совпадает с официальной оценкой. Иными словами, творчество Карамзина в советское время отмечалось такими ярлыками как идеализация монархии, реакционность и т. п. Ученый по-новому раскрыл смысл сочинений Карамзина. В его монархических и консервативных взглядах Лотман выявил республиканские и утопические элементы. В позднем творчестве историка Лотман обнаружил сочетание монархических и либеральных идей. В целом можно отметить, что вклад Лотмана заключается в том, что ему удалось реабилитировать Карамзина и снять предвзятое отношение к его творчеству. Как уже было отмечено ранее, научная деятельность Лотмана разворачивалась в Тартуском университете. Будучи заведующим кафедрой, Лотман начинает выпускать ежегодно сборник «Труды по русской и славянской филологии». В первых выпусках данного сборника (1958-1959 гг.) он публикует первые наброски будущей докторской диссертации «Пути развития русской литературы преддекабристского периода», которую он защитил в ЛГУ в 1961 году. Данная диссертация представляет собой масштабный труд: Лотман структурировал и обобщил накопленные материалы архивов Москвы и Ленинграда. В тексте диссертации литература и литературная критика периода начала XIX века сопоставляются с ситуацией напряженной идеологической обстановки в стране, а также представлены общественно-политические взгляды той исторической эпохи. Кроме того, в своей диссертации Лотман доказал, что для представителей романтической литературы был не чужд интерес к церковнославянскому языку. И до, и после защиты диссертации Лотман занимался изучением русской общественной мысли и литературы. Так, он тщательно изучил личности и творчество декабристов, Лермонтова, Пушкина. Результатом этого изучения стала совместная публикация с Егоровым и Минцем «Основные этапы русского реализма». В этой статье Лотман подробно представил материал, посвященный началу XIX века. Научная деятельность Лотмана находится на стыке истории, философии, филологии и культурологии. Он изучал не только литературу и общественную мысль, но и такие сферы искусства как: живопись, театр, кино. В своих произведениях он подвергает критике и пересмотру устоявшиеся в советской науке точки зрения. К примеру, в статье 1962 года «Истоки «толстовского направления» в русской литературе 1830-х годов». Лотман доказывает, что параллельно с известной литературной линией Пушкина, Лермонтова, Гоголя; существует также другая — «толстовская». Иными словами, в позднем творчестве указанных писателей существуют идеи неприятия цивилизации,  отрицание общественно-политических систем и идеализации патриархальной жизни. Лотман более глубоко анализирует и классические произведения известных поэтов и писателей. Например, он посвятил статью известному произведению Пушкина — «Идейная структура «Капитанской дочки»»10 . В этой работе Лотман по-новому раскрывает смысл этических изысканий позднего Пушкина. Он доказал, что Пушкин поставил человечность и милосердие выше чем пристрастия разных сословий. По этой причине по-новому трактуются позиции Екатерины Великой и Е. Пугачева. Лотман вообще уделял большое внимание творчеству Пушкина. Он посвятил Пушкину множество статей и монографий. О Пушкине им написано три фундаментальных труда: «Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста» (1975), «Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Пособие для учителя» (1980), «Александр Сергеевич Пушкин Биография писателя Пособие для учащихся» (1981). Эти работы более позднего периода творчества Лотмана посвящены подробному разбору художественного принципа Пушкина. Лотман рассматривает роман в стихах от бытовых деталей до структурных элементов произведения. Лотман является тем исследователем, который в буквальном смысле до конца жизни занимался наукой. Будучи уже тяжело больным, в больнице он продолжал заниматься творчеством: консультировал учеников, которые под его диктовку записывали новые работы. Таким образом была создана одна из последних его работ — «Культура и взрыв» «Культура и взрыв» - одна из последних прижизненных монографий Лотмана, ставшая интеллектуальным бестселлером в нашей стране и за рубежом.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (36) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хушбоков О.У. ЛОТМАН Ю.М. И ЕГО ТВОРЧЕСТВО // Вестник науки №3 (36) том 4. С. 28 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4291 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4291



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.