'
Брежнева О.А., Сидоров Г.М.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОЛОННЫ СТАБИЛИЗАЦИИ УСТАНОВКИ АВТ *
Аннотация:
в статье рассматривается колонна стабилизации бензина и предлагается вариант ее модернизации
Ключевые слова:
ректификация, колонна стабилизации, бензин, моделирование, сырье изомеризации
Нефть представляет собой сложную смесь различных фракций углеводородов, небольшого количества серы, а также следов кислорода, азота и металлов. Нефть нагревают до температуры, равной около 400 °С, после чего ее вводят в ректификационную колонну при атмосферном давлении. Ректификация (перегонка) - это разделение смеси углеводородов в зависимости от разницы температур кипения и летучести компонентов в смеси. Более легкие продукты, такие как сжиженные газы, бензин, получают в верхней части колонны, а более тяжелые компоненты, такие как, керосин и дизельное топливо, отбираются ниже. Остаток атмосферной перегонки – мазут, который нельзя перегнать даже при очень высоких температурах, выводится с низа ректификационной колонны. В данной работе за основу взята атмосферная колонна и колонна стабилизации комбинированной установки ЛК-6У. Из ректификационной колонны отводится нафта, которая поступает в стабилизационную колонну. Цель последней заключается в разделении всей нафты на ее различные составляющие и подготовке сырья для дальнейших процессов вторичной переработки. Стабилизационная колонна оснащена парциальным конденсатором, барботажными тарелками и ребойлером (рисунок 1). Работа колонны стабилизации аналогична работе колонны атмосферной перегонки, за исключением того что она имеет боковые погоны. Сырье подается на двадцать третью тарелку (тарелки пронумерованы, начиная с низа колонны). С верха колонны отбираются сжиженные газы С2–С4, которые проходят конденсатор-холодильник и поступают в газосепаратор. Часть конденсата возвращается в колонну в качестве острого орошения, а балансовое количество выводится с установки. Подвод тепла в низ колонны стабилизации осуществляется горячей струей подогретой в ребойлере части стабильного бензина, а его балансовое количество направляется на дальнейшие процессы. В модернизированном варианте предлагается выводить боковым погоном фракцию, содержащую преимущественно углеводороды С5-С6, которая является сырьем для установки изомеризации. Таким образом, устраняется необходимость в дополнительной установке вторичной перегонки бензина, что позволит уменьшить энергозатраты. Боковой погон необходимо выводить с тарелки с наибольшим содержанием углеводородов С5-С6, для чего были проведены расчеты в программе Aspen Hysys. Первоначально рассчитан вариант колонны стабилизации без бокового погона, проанализировав который определена тарелка с содержанием наибольшего количества углеводородов С5-С6 (25-я тарелка, содержание 63,58%). Теоретически, к этой тарелке необходимо подвести боковой погон для отбора фракций С5-С6. При установке бокового погона будет происходить отвод части продукта, его частичное отпаривание и возврат легких компонентов в колонну стабилизации. С учетом этих факторов боковой погон нужно располагать выше 25-й тарелки. После проведения расчета в Aspen Hysys модернизированного варианта колонны стабилизации посредством установки бокового погона выявлено, что наилучший вариант вывода фракции, содержащий преимущественно углеводороды С5-С6 – с 33-й тарелки, где суммарное содержание углеводородов С5-С6 составляет 96,31%. Подобный вариант модернизации колонны стабилизации позволяет уменьшить энергозатраты вследствие отсутствия необходимости внедрения дополнительных установок в схему завода, а, следовательно, уменьшатся и капитальные затраты.
Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 1
Ссылка для цитирования:
Брежнева О.А., Сидоров Г.М. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОЛОННЫ СТАБИЛИЗАЦИИ УСТАНОВКИ АВТ // Вестник науки №4 (37) том 1. С. 29 - 32. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4311 (дата обращения: 19.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*