Григорьева С.И., Егорова В.Н. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ШКОЛЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №4 (37) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  3 просмотров

Григорьева С.И., Егорова В.Н.  


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ШКОЛЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА  


Аннотация:
многие люди пенсионного возраста оказываются психологически не готовыми к выходу на пенсию, что негативно сказывается на психическом состоянии, дестабилизирует их и препятствует нормальной адаптации к новому образу жизни. Авторами К. Гиллард и П. Хиггс третий возраст рассматривается в более широком аспекте, с позиции культуры. Они определяют третий возраст как свободный от ответственности за семью и профессиональную деятельность период, предназначенный для раскрытия внутреннего потенциала. Целью данной работы является изучение влияния социокультурной реабилитации на самооценку и удовлетворенность жизнью неработающих пенсионеров. В статье рассматривается социально – культурная реабилитация пожилых людей как метод поддержки в возобновлении нарушенных, либо потерянных возможностей и социального статуса в соответствии с их внутренними увлечениями, нуждами и способностями. Современные формы работы с людьми третьего возраста предусматривают обучение и активизацию внутренних ресурсов человека с помощью творческой деятельности. Анализирован опыт работы и деятельность школы третьего возраста в городе Якутске. В исследовании приняли участие неработающие пенсионеры г. Якутска, которые обучаются в школе третьего возраста - 74 человека, в том числе женщин 54 (73%), мужчин 20 (27%). Выявлены основные мотивы посещения школы лицами пожилого возраста   

Ключевые слова:
социально-культурная реабилитация, школа третьего возраста, активное долголетие, третий возраст, неработающий пенсионер   


В современном мире наблюдается рост людей пенсионного возраста, и взгляды ученых на личность, находящуюся в процессе старения, претерпели значительные изменения, на сегодняшний день мировое сообщество рассматривает пожилых людей в качестве позитивного фактора в процессе социального развития. Разрабатывается стратегия непрерывного образования на протяжении всей жизни, которая предусматривает возможность обучения в пожилом возрасте после выхода на пенсию, появляется понятие «третий возраст». Автором идеи третьего возраста является Питер Ласлетт, согласно его концепции, данный возрастной этап не имеет своего конкретного возрастного диапазона, считается, что третий возраст начинается со вступлением в пенсионный возраст и заканчивается с началом личностной зависимости от окружающих, немощности. Третий возраст характеризуется наличием большого количества свободного времени, меньшей ответственностью и наличием жизненных целей. В возрастной периодизации Ласлетт также выделяет четвертый возраст – период, который начинается с потери дееспособности и заканчивается смертью [5]. В работах многих авторов, таких как Э. Эриксон, М. Фоэм, Т. В. Склярова, с прекращением профессиональной деятельности начинается период старения, наступление третьего возраста также связывается с субъективным принятием себя на роли «пожилого», что проявляется в изменении стиля жизни [3, 4]. Стоит отметить авторов К. Гиллард и П. Хиггс, они рассматривают третий возраст в более широком аспекте, с позиции культуры. Они предполагают, что третий возраст – это стиль жизни, а не сформированная идентичность. Они определяют третий возраст как свободный от ответственности за семью и профессиональную деятельность период, предназначенный для раскрытия внутреннего потенциала. Социально-культурная реабилитация пожилых людей представляет собой систему приёмов и методов воздействия средствами социальнокультурной деятельности и услуг, используемых с целью предложения им поддержки в возобновлении нарушенных либо потерянных возможностей в работе, в согласовании с их внутренними увлечениями, нуждами и способностями. Социально - культурная реабилитация использует в качестве терапевтических средств различные художественные техники (вокал, танцы, стихосложение, рисование и пр.), используя момент эстетического переживания для гармонизации психического состояния пожилого. Определение социально – культурной реабилитации включает в себя две составляющие: «социальную» и «культурную». «Социальная» предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, которая позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия пожилых людей между собой и окружающей их средой. «Культурная» - подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пожилыми людьми культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе социально - культурной деятельности. Современные формы работы с людьми третьего возраста предусматривают обучение и активизацию внутренних ресурсов человека с помощью творческой деятельности. Идея создания университетов и школ третьего возраста начиналось с европейских стран, на сегодняшний день в  России также активно реализуется концепция «активное долголетие», в рамках национальных проектов и государственных программ. Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, анкетирование, психологические тесты. Целью нашего исследования было изучение влияния социокультурной реабилитации на самооценку и удовлетворенность жизнью неработающих пенсионеров. Изучение деятельности школы третьего возраста г. Якутска, как формы работы с пожилыми людьми обнаружила, что школа - общественная организация, основной целью которой, согласно Уставу, является создание оптимальных условий для самоорганизации и социальной интеграции в современное общество ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, защита их прав и интересов. В задачи организации входит: 1) активизация пожилых людей и инвалидов, с целью развития их способности представлять свои интересы в обществе, содействие социальной реабилитации; 2) предупреждение социального исключения пожилых людей и инвалидов, содействие их личностной самореализации; 3) улучшение отношения общества к пожилым людям и инвалидам, развитие социальной сплоченности и межпоколенческого взаимодействия; 4) продвижение гражданского образования, как технологию социальной работы с ветеранами, пожилыми людьми и инвалидами. Согласно статистическим данным, наблюдается увеличение посещаемости школы третьего возраста: 643 человека в 2012 году до 2332 человек по данным на 2019 год, что подтверждает актуальность деятельности школы третьего возраста среди пожилых людей. Самыми востребованными направлениями обучения в школе являются: компьютерная грамотность, йога – терапия, су-джок терапия, лечебная физическая культура, кружок по вокалу, пошив национальной одежды.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 2   


Ссылка для цитирования:

Григорьева С.И., Егорова В.Н. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ШКОЛЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА // Международный научный журнал Вестник науки №4 (37) том 2. ISSN 2712-8849. С. 5 - 14. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4313 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021