'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  137 просмотров

Рашитова Д.Х.

  


СООТНОШЕНИЕ ПРАВА ЕАЭС И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА *

  


Аннотация:
на мировой арене постоянно происходит множество событий. Одни затрагивают интересы нескольких государств или группы государств, другие затрагивают всех членов мирового сообщества. Последние включают признание верховенства закона на национальном и международном уровнях. Идея «верховенства закона» в настоящее время используется в глобальных и частных актах, как и в других официальных отчетах. Одновременно «верховенство закона» является предметом доктринальной работы в области гуманитарных наук. Основным инструментом взаимодействия и права ЕАЭС является законодательство ЕАЭС и непосредственно законодательство стран-участниц этого союза. Изучая основной закон ЕАЭС, необходимо изучать не только его структуру, но и принципы, являющиеся основополагающей частью нормотворчества   

Ключевые слова:
Всемирная торговая организация, Евразийский экономический союз, принцип верховенства права   


Являясь одним из элементов общего наследия государств — членов интеграционных объединений, принцип верховенства закона составляет основу гарантий национальной защиты частных прав. Данный принцип особо важен для охраны прав и законных интересов членов международных организаций. Например, многие международные, нормативно-правовые документы утверждают и охраняют принцип верховенства закона как базу для сотрудничества государств. Так, Парижская хартия [1] содержит в себе раздел «Права человека, демократия и верховенство закона», в котором государстваучастники должны руководствоваться укреплением демократии путем утверждения верховенства закона как гаранта прав и свобод человека, недопустимости возвышения кого-либо над законом, ограничения властей законом, справедливого отправления правосудия. Это требует разработки механизма действия норм международного и наднационального права и включения их в национальное законодательство. Так как ЕАЭС является относительно новым интеграционным объединением, при его создании и функционировании государства-члены уже имели опыт других союзов. По мнению Е.М. Примакова, государствамучастникам ЕАЭС следует «извлечь уроки из несомненных трудностей, которые переживает ЕС». Речь идёт о непродуманно быстром расширении Союза, которое само по себе не может рассматриваться с точки зрения своего престижа, поэтому необходимо сосредоточиться над углублением интеграционных процессов среди уже имеющихся государств — членов ЕАЭС [2, с.177]. В договоре ЕАЭС изначально определены источники, которые образуют право Союза – это международные договоры, заключённые в рамках деятельности Союза и договоры, заключённые ЕАЭС с третьей стороной. Так же, право ЕАЭС составляют нормативно-правовые акты, изданные Высшим Евразийским экономическим советом и Евразийской экономической комиссией, чьи полномочия были определены в статье 6 Договора о ЕАЭС. Интеграционный союз-это симбиоз правовых актов, как Союза, так и национального законодательства стран-участниц. Такое положение может привести к возникновению противоречий между актами ЕАЭС и международными договорами, в таком случае проблему может решить иерархия нормативно-правовых актов Союза, согласно которой, Договор о ЕАЭС, подписанный 29.05.2014 года имеет приоритет [3] и находится на вершине  пирамиды нормативных актов Союза. С другой стороны, международные договоры ЕАЭС с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования ЕАЭС. Согласно ч.3 ст.6 Договора о ЕАЭС, решения и распоряжения органов Союза, так же не должны противоречить Договору о союзе и международным договорам в рамках ЕАЭС. Договором был так же определён приоритет решений Высшего Евразийского экономического совета над актами Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии и последним элементом в правовой иерархии актов ЕАЭС является приоритет решений Евразийского межправительственного совета над решениями Комиссии [4]. Во втором разделе данного исследования уже была проведена аналогия с принципом pacta sunt servanda, который говорит о добросовестности и обязательности выполнения международных договоров. Данный принцип идеально характеризует принцип верховенства права в ЕАЭС. Например, Международные договоры, заключённые в рамках деятельности союза, подпадают под влияние положений Венской конвенции о праве международных договоров и участники ЕАЭС при невыполнении условий международных договоров не могут ссылаться на нормы своего внутреннего законодательства, об этом говорит статья 27 Конвенции [5]. Рассматривая на примере Конституций каждого государства-члена ЕАЭС, то их объединяет то, что они принимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры неотделимой частью национальных правовых систем. Однако есть и особенности, например, в Конституциях России [6] и Беларуси [7] установлен приоритет норм международного договора над правилами национального законодательства в случае противоречия между ними. Конституционное законодательство Киргизской Республики не затронуло вопрос о приоритете международных норм в своём тексте. Третий и схожий подход к роли и влиянию международных договоров уточнены в главных законах Казахстана [8] и Армении [9], где  говорится о том, что в случае противоречия между нормами международных договоров и законами Республики, приоритет отдаётся в пользу норм международных договоров, ратифицированных Республикой. Кроме того, Казахстан сделал уточнение обратного процесса, так, главный Конституционный орган страны пояснил, что не ратифицированные международные договоры таким приоритетом перед законами Республики не обладают и должны исполняться в той мере, пока они не входят в противоречие с законами Республики [10]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не каждый международный договор обладает приоритетом над национальными актами. Однако, законодательство Армении даёт более полное уточнение о процессе приоритета международных договоров, там сказано, что международные договоры, ратифицированные, подписанные или утвержденные государственными органами Республики, обладают юридической силой правового акта органа, ратифицирующего эти международные договоры [11]. В целом можно сделать вывод о том что вступая в ЕАЭС, страны открыты к заключению и утверждению международных договоров, так как данные договоры заключены в рамках и с учётом основных целей и задач Союза, тем самым вопрос о ратификации данных договоров не возникает проблем. Тем самым, международные договора, заключённые в рамках и целях ЕАЭС имеют приоритет над внутригосударственными актами. Однако, остаётся сложным вопрос с соотношением международных договоров Союза и Конституциями стран-участниц. Так как, Конституция это наиважнейший документ страны, который обладает наивысшей юридической силы и который определяет все направления, как национальной деятельности, так и международной. Конституции Армении и Беларуси запрещают как заключение, так и ратификацию международных договоров противоречащих положениям основного закона стран. Что касается позиции России, то неоднократно было сказано о приоритете Конституции над международными договорами. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рашитова Д.Х. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА ЕАЭС И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА // Вестник науки №4 (37) том 2. С. 58 - 64. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4320 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4320



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.