Бархатинов Р.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №4 (37) том 2
  4. Научная статья № 14

Просмотры  3 просмотров

Бархатинов Р.Р.  


ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)  


Аннотация:
в статье представлены результаты самостоятельного исследования и последующего обобщения опыта современных проблем управления вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крупнейших муниципальных образованиях Свердловской области. Выявленные проблемы разделены и сгруппированы на основные и дополнительные, а также названо главное и наиболее актуальное с точки зрения распространенности и фактических управленческих затруднений направление деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере   

Ключевые слова:
муниципальное управление, отраслевое управление, планирование, вопросы местного значения, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации   


Актуальность вопросов совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории всех без исключения муниципальных образований Российской Федерации заключается в том, что названная сфера деятельности местных властей является одним их самых важных направлений деятельности органов местного самоуправления с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивого функционирования городского хозяйства. В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], деятельность, направленная на снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение материального ущерба от возникающих чрезвычайных ситуаций обеспечивается путем выполнения соответствующих мероприятий, является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Не менее важным направлением деятельности органов местного самоуправления является обучение населения муниципального образования вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Во исполнение полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления Российской Федерации реализуются мероприятия, позволяющие стабилизировать обстановку в сфере безопасности жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований, минимизировать возможность чрезвычайных ситуаций любого характера и их последствия. Организуемая же органами местного самоуправления совокупность мероприятий по обучению населения городов и иных населенных пунктов, обеспечению средствами индивидуальной защиты и формированию необходимых материально-технических запасов, создаёт, в свою очередь, условия для снижения рисков гибели населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. В научном и управленческом плане наибольший профессиональный интерес муниципальных служащих к вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается не только в том, что названное направление их деятельности является, с одной стороны – ежедневным и регулярным – то есть особо актуальным, а с ругой стороны носит сложный - комплексный и межотраслевой характер. Кроме того, для органов местного самоуправления, при формировании долгосрочных и текущих планов, программ развития территорий, как показывает опыт, одной из самых главных проблем и в тоже время методологических ценностей является исследование аналогичной управленческой практики коллег по сопоставимым типовым проблемам местного самоуправления. Профессиональный обмен и заимствование опыта, межмуниципальное сотрудничество позволяют не только кратно снижать управленческие издержки на решение уже известных стандартных задач, но и существенным образом повышают эффективность и результативность достижения целей муниципального управления в тех или иных социальных сферах, при решении тех или иных вопросов местного значения. Учитывая собственные научные интересы и аргументированную выше высокую актуальность анализа складывающейся управленческой практики по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций автором настоящей статьи была предпринята самостоятельная попытка исследования, осмысления и обобщения такового на примере крупнейших муниципалитетов Свердловской области – городов Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Новоуральск и ряда иных сопоставимых и сравнимых между собой муниципальных образований региона. Результаты проведенного исследования позволили установить и констатироваться, что наиболее актуальными проблемами деятельности органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в практике крупнейших муниципалитетов Свердловской области к сегодняшнему дню являются следующие: 1. Недостаточный уровень информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях [3], [5], [6],  [8]; 2. Низкая доля населения, обеспеченного доступом к системе вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [2], [5], [7]; 3. Низкий уровень оснащенность либо высокий уровень изношенности технических средств и оборудования объектов гражданской обороны [4]; 4. Недостаточная укомплектованность спасательных формирований - центров защиты населения и территории муниципальных образований - техникой и оборудованием [4], [7]; 5. Отсутствие достаточного уровня финансирования мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах [2], [3], [7], [8]; 6. Недостаточный уровень финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения работ, направленных на надлежащее содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (например, плотин), а равно - безопасности населения при эксплуатации 13 гидротехнических сооружений, расположенных на муниципальных образований [5], [6], [8]; 7. Недостаточное количество оповещающих об экстренных и чрезвычайных ситуациях электросирен, установленных на территории муниципальных ого образований [3], [4], [6], [7]; 8. Недостаточный уровень оказания поддержки гражданам и их объединениями, участвующими в охране общественного порядка [2], [7], [8]; 9. Недостаточный уровень созданных для организации и деятельности народных дружин условий [4], [6], [7]; 10. Недостаточный уровень созданных для организации и деятельности добровольной пожарной охраны условий [3], [7]; 11. Недостаточный уровень обеспечения выполнения нормативных требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности [2], [6], [8]; 12. Недостаточный уровень содержания и низкое качество либо  несвоевременность ремонта источников наружного противопожарного водоснабжения [5], [6], [7]. Дополнительными проблемами, с которыми сталкиваются уполномоченные профильные органы местного самоуправления, характерными практически для всех вышеназванных муниципальных образований, являются следующие: Во-первых, доля внутренних территории муниципальных образований, охваченных централизованной системой оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях, как правило, является невысокой либо ниже нормативной; Во-вторых, у муниципальных образований присутствуют явные организационные трудности по налаживанию деятельности муниципальных аварийно-спасательных формирований, поисково-спасательных отрядов, чья деятельность должна быть направлена на реагирование по сигналам о чрезвычайных происшествиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в том числе и на водных объектах), возникающих в муниципалитетах. В-третьих, практически во всех обследованных муниципалитетах попрежнему чрезвычайно высоким остается показатель количества человек, погибших на водных объектах. Причем, - как в летний период (происшествия на открытых водоемах при купании), так и в зимний период (ввиду и в обстоятельствах зимней рыбалки). В силу вышесказанного очевидным представляется тот факт, что деятельность уполномоченных субъектов управления, направленная на обеспечение безопасности людей на водных объектах, очевидным образом, требует особенного усиления, контроля и внимания со стороны руководящих органов власти и должностных лиц. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 2   


Ссылка для цитирования:

Бархатинов Р.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Международный научный журнал Вестник науки №4 (37) том 2. ISSN 2712-8849. С. 91 - 100. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4326 (дата обращения: 18.10.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021