'
Албогачиева З.М., Хадзиева А.А.
КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» *
Аннотация:
в статье рассматривается композиция повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Сюжет и система персонажей, основная тема и жанр произведения
Ключевые слова:
повесть, автор, героиня, прощание, образ, композиция, жанр
В основу повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» положена реальная история. Развитие сюжета показывает, как сельским жителям приходится покидать насиженные места и дома. Процесс переселения в город стал испытанием для народа, уничтожалась связь поколений, крестьянские традиции и обычаи. В этот период государству невыгодно было иметь деревни, они считались пережитком прошлого. В.Г. Распутин в своей повести поднимает различные темы и проблемы, взаимоотношения отцов и детей, разрушение старых порядков и устоев жизни и многое другое. В «Прощании с Матёрой» показан религиозный и философский взгляд писателя. Композиционно повесть делится на двадцать две главы. В первой из них писатель знакомит нас с трехсотлетней деревней Матерой, которая стоит на реке. Жизнь в деревне протекала своим чередом, поколения сменялись поколениями. На остров пришла страшная весть о том, что их деревня будет затоплена, а жителям Матеры придется покинуть свои дома. После переселения части населения здесь остались только пожилые люди, которые не хотели покидать свои дома. Молодежь, в отличие от старшего поколения, восприняла эту новость с одобрением. Так автор раскрывается конфликт двух поколений. Во второй и третьей главах произведения читатель знакомится с главными героями повести: Дарьей Пинигиной, Стариком Богодулом, Настасьей и Симой. Старики часто собирались у Дарьи на чашкой чая вспоминали свою молодость, обсуждали новости, насущные проблемы и свой быт. На очередном таком собрании Богодул сообщает о том, что их кладбище уничтожают незнакомые люди. После чего они идут на могилы родных и ужасаются увиденному здесь, люди из санитарной бригады собираются сжигать кресты, под которыми покоились умершие. Местные жители заставляют «чужаков» покинуть остров на Ангаре, а сами приводят в порядок могилы своих отцов и дедов. В четвертой главе в основном раскрывается судьба Дарьи Пинигиной. Пожилой женщине тяжело принять тот факт, что в скором времени, привычный для нее мир будет разрушен. Ее прошлое, история Матеры, все, что связывало жителей, канет в небытие, никто не будет об этом говорить и вспоминать. В пятой главе показан сын Дарьи. Мать рассказывает ему историю разрушения кладбища. Павел в ответ выказывает свое недовольство, что на новом месте мало выделено земли. Так писатель дает увидеть пропасть, лежащую между молодым и старым поколением, конфликт набирает напряжение. В шестой главе В.Г. Распутин знакомит читателя с загадочным зверьком «хозяином острова», который бегает вокруг своих владений. Он чувствует приближающуюся кончину острова, ему остается только смириться с этим. В седьмой, восьмой, девятой и десятой главах постепенно развивается сюжет. Дарья прощается с подругой Настасьей. Петруха поджигает свою избу, чтобы быстрее уехать с острова. Павел назначен бригадиром в новый совхоз. Сын Дарьи понимает, что со временем он привыкнет к переменам, но для стариков будет очень трудно смириться с такими новшествами. С одиннадцатой по восемнадцатой главе описывается череда событий. В середине июля остров вновь оживает, люди приезжают из городов на сенокос. Приезжает и внук Дарьи. Между ним и бабушкой завязывается спор. Андрей уверен в том, что молодежь должна стремиться к большему, строить новую жизнь в городе. Вскоре Павел и Дарья с прискорбием узнают о том, что Андрей собирается работать на строящейся станции, и он своими руками будет разрушать Матеру. После окончания сенокоса люди уезжают. Дарья идет на кладбище, чтобы попрощаться со своими предками и попросить у них прощения: «Она обрекает себя на душевные муки. Считает, что умершие не простят ее бездействия. В девятнадцатой главе автор знакомит читателей с царственным лиственеем, который стоит по середине острова. Дерево сначала пытаются срубить, потом поджечь, но у санитаров ничего не выходит. В последних трех главах старожилы прощаются с островом. На нем остаются лишь старухи и Богодул. Дарья моет, белит и чистит свою избу, словно подготавливая мертвеца к погребению. Всю ночь она молится, а на утро разрешает сжечь свою свой дом. Узнав, что на острове еще остались люди, председатель злится. Санитарная комиссия отправляется на Матеру, чтобы забрать оставшихся стариков. Пожилые люди просыпаются в бараке, они распахивают дверь, видят сплошной белый туман и слышат шум мотора заблудившегося катера. Таким образом, структура повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» имеет стройную последовательность, картина жизни показана достаточно широко и полно.
Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 3
Ссылка для цитирования:
Албогачиева З.М., Хадзиева А.А. КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» // Вестник науки №4 (37) том 3. С. 5 - 8. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4331 (дата обращения: 06.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*