'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  287 просмотров

Нальгиева С.М., Горчханова Т.Х.

  


ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ А.П. ЧЕХОВА *

  


Аннотация:
у А.П. Чехова жизнь как время пребывания человека на Земле становится самостоятельным предметом искусства. Он изображает жизнь так как герой осознает и оценивает ее. Жизнь изображена в восприятии человека. И она не до конца ясна ему. В данной статье исследуются особенности поэтики А.П. Чехова. Рассматривается философский смысл маленьких рассказов писателя   

Ключевые слова:
рассказ, новелла-миниатюра, герой, психологизм, лаконизм, действие, объективность, повествовательность   


Антона Павловича Чехова по праву считают мастером новеллыминиатюры. «Краткость – сестра таланта» – ведь так оно и есть: все рассказы А.П. Чехова очень короткие, но имеют глубокий философский смысл. Что такое жизнь? Зачем дается человеку? И любовь? Это настоящее чувство или просто фарс? В небольших рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни [2, с. 76]. Маленькое произведение достигло пика эпического повествования. Чехов стал создателем нового типа литературы – небольшого рассказа, включающего в себя повесть, роман. Чехов достиг беспрецедентного литературного мастерства, простора формы, он научился несколькими штрихами, в частности, утолщению типичности, оригинальности языка персонажей, чтобы дать исчерпывающую характеристику людям. Писатель знал все секреты гибкого и объемного, динамичного языка, огромная энергия которого отражалась в нем буквально на каждой странице. Эта энергия наиболее ярко проявляется в его точных, как выстрел, сравнениях, которые за все эти годы не успели состариться, потому что по сей день поражают читателя своей неожиданной и свежей новизной. По каждой теме, каждому человеку Чехов умел сказать очень простое, и в то же время новое, неиспользованное, нетрадиционное слово, которого до сих пор никто не сказал. Главная черта его творчества, которая не могла не сказаться в первую очередь на его стиле, – это могучая сила выражения, сила, которая вызвала его непревзойденную лаконичность. В русской литературе обсуждению главных социальных проблем того времени традиционно посвящены произведения великого эпического жанра – романа. Чехов романа не создавал. И в то же время он один из самых ярких социальных русских писателей. Мы читаем его законченные главы в полном собрании его сочинений в виде «отдельных законченных рассказов». Но в форме рассказа он смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. С середины 1990-х годов почти все рассказы А. Чехова широко освещались в прессе. Все чеховское, независимо от жанра, в котором оно было написано, подняло огромные слои жизни общества [1, с. 121]. Чехов отверг такие приемы характеристики персонажей, когда писатель перед тем, как герой начинает действовать, подробно знакомит читателя с его предыдущей биографией, с родителями и даже предками. Чеховские герои всегда раскрываются в самом  действии, в действиях, в мыслях и чувствах, непосредственно связанных с движением. Можно сказать, что Чехов – один из самых строгих мастеров объективной литературной школы, изучающей человека по его поведению. Примерно в это же время в чеховской прозе развился повествовательный путь, который принято называть объективным. В своем рассказе автор-рассказчик не говорит прямо о своих оценках героев или изображаемого в целом. Он скрыт, читатель улавливает его точку зрения из сюжета, из отношения между декларациями и действиями героев, всего произведения в целом. Все, что изображено извне, дано таким, каким его видит герой. Из окружающей среды показано только то, что он может наблюдать – из окна, тарантасса, прогулки по улице, на берегу реки. То, что он не видит со своей точки зрения, не представляется. И если это показано, то, вероятно, сказано: «очевидно», «может быть»; автор не берет на себя ответственность говорить об этом категорически, «в одиночку» [5, с. 236]. Это не означает, что речь рассказчика нейтральна даже в эмоциональном плане. В нем не проявляются его эмоции, но чувства героев насыщают ее обильно; используется очень подходящая для этих целей несобственно-прямая речь. Метод Чехова постоянен, так что отрицательные моменты уравновешиваются положительными. Он постоянно использовал этот метод в десятках бесконечно разнообразных историй. Его искусство «уравновешивания плюсов и минусов» особенно заметно в тех вещах, в которых он противостоит инертным, медлительным, негативным людям жизни и пассивно равнодушным к людям, которые утверждают жизнь, борются, волнуются и ищут. На страницах у Чехова часто происходят эти столкновения и противостояния двух непримиримых врагов, и, наблюдая за тем, как сражаются противники, Чехов нигде в своих произведениях не высказывает четко свою позицию в ту или иную сторону. Но он придал отрицательные черты большинству своих положительных персонажей и положительные черты большей части отрицательных. Он упорно придерживался такой системы, изображающие столкновения двух боевых сил, двух противоположных характеров. Знакомство с произведением искусства читатель начинает с названия. Выделим некоторые черты и особенности чеховских названий, которые «следовали» его литературному пути и время от времени преобладали. Поэтика названий – лишь часть чеховской эстетики, реализованной за двадцать лет деятельности писателя (1879–1904). Его заглавия, как и у других художников, тесно связаны с объектом картины, конфликтом, сюжетом, персонажами, формой повествования, характерной для Чехова авторской интонацией. Чехов использовал особую форму композиции; основные принципы построения сюжета Чехова: отсутствие развернутых вступлений, «конец» сюжета, развернутая предыстория персонажей, развернутая мотивация их действий и т. д. – когда история начинается без какого-либо подхода, сразу знакомя читателя с серединой действия, и так же неожиданно, без «закругленного» эпилога, она заканчивается. При такой композиции сферы реальности, оставленные автором за пределами произведения, воспринимаются нами как присутствующие, имплицитные. В рассказах решалась самая важная для Чехова проблема – проблема психологизма, образа внутреннего мира человека. Чехову мало показать человека в кругу его мыслей, идей, убеждений, изобразить героя в индивидуальных особенностях его внешнего вида. Такой индивидуальности ему мало. Ему необходимо запечатлеть уникальность каждого человека в преходящих и мимолетных внешних и внутренних состояниях, которые присущи этому человеку только сейчас и в этой форме, уникальных для этой личности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Нальгиева С.М., Горчханова Т.Х. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ А.П. ЧЕХОВА // Вестник науки №4 (37) том 3. С. 31 - 36. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4336 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4336



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.