'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 1
  4. Научная статья № 5

Просмотры  192 просмотров

Верещагин О.А., Верещагина Е.В.

  


БОГОРОДИЦА – МИЛОСЕРДНАЯ ЗАСТУПНИЦА В ТВОРЧЕСТВЕ М.ВОЛОШИНА *

  


Аннотация:
В статье исследованы религиозно-богословские аспекты в поэтическом творчестве М. Волошина, связанные с рефлексией места и роли богородичного образа в духовных основаниях русского цивилизационного типа. Как полагают авторы, образ Богоматери становится у Волошина специально выделенным топосом смыслообразования, средоточием теософских размышлений об особом предназначении России в духовной истории человечества. Умелое сочетание литературно-художественных образов и сакральных символов позволило русскому поэту воссоздать духовную атмосферу «рубежной эпохи» и продемонстрировать возможности перехода от собственно литературного изложения к дискурсу религиозному и теософскому   

Ключевые слова:
архетип, дискурс, образ, сакральное, секулярное, теософия, цивилизационный тип, заступничество, молитвенное слово   


В литературной культуре Серебряного века образ Богоматери становится важнейшей фигурой речи, средоточием смыслообразования и концептотворчества. Наибольшее значение Богородичный образ имеет в качестве «глубинного первообраза для русской души» [6, с. 206], то есть для развития представления об особой одухотворенности и духовной наполненности русского мировосприятия. Значительное место рассматриваемый архетипический комплекс занимает в литературных изысканиях М. А. Волошина [2, с. 128], продемонстрировавшего в своем поэтическом наследии возможности перехода от собственно литературного изложения к дискурсу теософскому и богословскому. Перу Волошина принадлежат самые глубокие, самые проникновенные слова о Богоматери. В своих стихах поэт обращается к Богородице «Царица Небесная», «Купина Неопалимая», «Владычица Небесная», «Госпожа Всенепорочная», «Пречистая Дева», «Невеста Неневестная». Волошин сопоставляет образ Богоматери с образом страдающей России, так страстно любимой поэтом. Для поэта Лик Богоматери – это Лик самой России, вознесенный над Русью. Таковым является стихотворение «Неопалимая Купина», в котором Волошин повествует об исторических событиях, происходящих в России в дни Октябрьской революции и гражданской войны 1917 – 1922г.г. Эти события совсем не радуют поэта: войны, пожарища, гибель русских людей – вот что беспокоит его сердце. Стихотворение начинается с риторических вопросов, на которые невозможно дать ответа. Образ России мыслится поэту то омутом, который затягивает души всех, любящих ее, то бездной, из которой нет выхода, то безумием, на которое способен только русский народ в силу своего характера и менталитета, то бредом, засевшим в головах ее обитателей [1, с.112]. Каждая строка пронизана мыслями поэта о судьбе России, о ее избранничестве, и конце этих размышлений, в заключительном четверостишии, появляется образ «Неопалимой Купины»: «Мы погибаем, не умирая, / Дух обнажаем до дна. / Дивное диво — горит, не сгорая, Неопалимая Купина! [4, с.113] В этих строках поэт пытается выразить мысль, что дух народа, который живет в России, даже после смерти не сможет сгореть, потому что находится под покровительством Божьей Матери. Ведь в православии «Купина Неопалимая» - название чудотворной иконы Богоматери, которая защищает от молний, пожаров, грабителей и других преступников. М.А.Волошин писал о своем стихотворении: «Особая предназначенность России подтверждается также той охраняющей силой, которая бдит над нею в самый тяжелые эпохи ее устремлениям» [4, с.208]. Дословно Неопалимая Купина́ переводится как «несгораемый куст», и в ранние века христианства данная икона представляла собой горящий куст с заключенным в нём образом Богоматери и стоящим на коленях перед Ней пророком Моисеем «Каждый рождается дважды», – писал М.Волошин. Дай нам Бог поскорее «родиться в духе», подняться со «дна Преисподней» сего дня» [2, с.279]. Тема России, претерпевающей тяготы и невзгоды смуты и лихолетья, была продолжена Волошиным в стихотворении «Владимирская Богоматерь, где поэт обращается к Богородице со словами: «Страшная история России / Вся прошла перед Твоим Лицом» [4, с.179]. Стихотворение посвящено Владимирской иконе Божьей Матери, которую поэт впервые увидел в 1924г. в Историческом музее в Москве. Эта икона глубоко покорила поэта, так, что в течение нескольких дней он приходил в музей «на свидание с иконой» и проводил по несколько часов «в созерцании ее» [8, с.168]. Итогом размышлений поэта стало это поэтическое произведение, в котором на метафизическом уровне лик Божией Матери слился с ликом Святой Руси. Именно в лике Богородицы воплощена, по мысли Волошина, вся скорбь и тоска человечества, глядящая чрез «зыбь» веков, и в то же время – умиление перед вечной божественной Красотой [4, с.175]. Тема заступничества Богородицы развивается Волошиным в прологе к неоконченной поэме «Серафим Саровский» [5]. Прологом поэмы является стихотворение «Хвала Богоматери», которое Волошин писал как молитвенное воззвание грешника к Пречистой Деве, указывая на то, что Богородица является духовным прибежищем не только для праведников, но и для грешников. Именно в этом сакральном образе Волошин выражает христианскую идею всепрощения и оправдания мира. Верующий, обращающийся к Пресвятой Богородице за помощью, вступает на сложный духовный путь молитвотворения. Молитва здесь понимается как процесс сотворения молитвенного слова, который не каждому человеку возможен по силам. Для того, чтобы обратиться к Богу и Пречистой Деве с молитвенным словом, нужна крепкая опора на большие внутренние силы молящегося. Вся стихотворение «Хвала Богородице» пронизано именно такой молитвой, обращающегося от всего сердца раскаявшегося грешника. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Верещагин О.А., Верещагина Е.В. БОГОРОДИЦА – МИЛОСЕРДНАЯ ЗАСТУПНИЦА В ТВОРЧЕСТВЕ М.ВОЛОШИНА // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 19 - 20. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/434 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/434



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.