'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  188 просмотров

Бабаева Д.Г.

  


ЛИДЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются некоторые аспекты лидерства организации как ключевого элемента управления знаниями, поддержки культуры качества, механизма обеспечения конкурентоспособности организации в целом   

Ключевые слова:
лидерство, конкурентоспособность, менеджмент качества, организация, конкуренция   


Для эффективного управления всеми компонентами системы управления компании требуется лидирующая роль высшего звена управления, без которой конструктивные преобразования в компании не только могут быть затруднены, но и невозможны. Как отмечал в своих трудах Г.Р. Нива, ключевым элементом инновационного процесса и поддержки развития культуры качества в организации выступает лидерство 1. Безусловно, компании могут обойтись без лидерства, продолжая придерживаться старой парадигмы в системе управления организацией, однако, именно, лидерство является тем пусковым механизмом, благодаря чему запускаются все элементы концепции. Повышение конкурентоспособности компаний и их продукции требует совершенствования процессов управления качеством за счет улучшения оценки внешних результатов, а также совершенствования внутренних процессов организации. Современные подходы к лидерству нашли практическое отражение в системе менеджмента качества на уровне организации. Без предоставления гарантий высокого качества выпускаемой продукции участие компаний в рыночной конкуренции и их конкурентоспособность на мировом рынке невозможны. Так, например, в декларации Всеобщего управления качеством (TQM) 1998 года лидерство расположено в разделе компонентов TQM, в подразделе «сущность системы менеджмента», где подчеркивается лидерство во взаимосвязи системы качества и системы управления организацией. Таким образом, мы видим, что лидерство требуется везде. В международном стандарте системы менеджмента качества ISO 9001:2015 (ранее было ISO 9001:2008) уделено значительное внимание лидерству. В частности, в п.5 «Лидерство» включен п.п.5.1 «Лидерство и приверженность», где содержатся требования в соответствии с которыми высшее руководство обязано показывать лидерство и приверженность системе менеджмента качества (СМК) на основании таких принципов как: ответственность и результативность СМК, ресурсность СМК, вовлечение и поддержка сотрудников с позиции лидерства, реализующих направления СМК. Организация, нацеленная на качество производимой продукции зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха. В условиях жесткой конкурентной среды наличие и/или развитие лидерских качеств требуется не только от топ-менеджеров, но и руководителей структурных подразделений и рядовых сотрудников, воодушевив их таким образом, чтобы эффективная коммуникационная система позволила улучшать работу компании день за днем. Несмотря на то, что лидерство – это важная составляющая в системе управления организацией и обеспечения ее конкурентоспособности, влияющее на ее производительность и эффективность, многие компании не в полной мере  используют возможности лидерства. Программа компании «Ксерокс» под названием «Лидерство через качество» ярко демонстрирует глубокое понимание и возможности лидерства. Безусловно качество продукции выступает одним из элементов ее конкурентоспособности. Однако понятие конкурентоспособность – многомерное свойство, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Устойчивое повышение производительности компании, способное предоставлять продукцию (товары, работу, услуги) более эффективно, чем другие, позволяет успешно функционировать на внутреннем и внешнем рынках. Для обеспечения лидирующего положения на рынке, компанииконкуренты находятся в постоянном поиске и разработке реактивных стратегий. Задача компании-лидера заключается в предоставлении потребителям той продукции, которая содержит в себе уникальную ценность, и не может быть продублирована конкурентами. Учитывая современные тенденции развития общества, центральное звено в системе управления организацией занимают сотрудники, обладающие лидерским потенциалом. А в экономике знаний такие сотрудники представляют собой конкурентоспособность компании с их лояльностью, навыками и знаниями. Возникает вопрос, уникальны ли сотрудники компании? Безусловно, да. И уникальность сотрудников подчеркивается наличием таких свойств как, ценность, неподражаемость, редкость и незаменимость. Комплекс данных уникальных свойств побуждает компании-конкурентов переманивать лучших сотрудников. Успешные копании часто инвестируют в развитие человеческого капитала, обеспечивая конкурентное преимущество в условиях растущего рыночного давления. А если компания умеет эффективно управлять своими ресурсами знаний, она может своевременно и адекватнее реагировать на изменения на рынке. Для оценки фактора лидерства в компании и поиска новых эффективных возможностей, способствующих личностному развитию  сотрудников и развития их лидерских качеств, предусмотрены такие подходы, как корпоративное образование (тренинги, семинары, саморазвитие, курсы дистанционного обучения) и личностное развитие сотрудников, профессиональная переподготовка, наставничество (в ряде случаев коучинг). В условиях глобальной цифровизации экономики, и общества в целом важное значение в повышении конкурентоспособности предприятия приобретает интеллектуальное лидерство, которое конкретизируется в формировании и использовании ключевых компетенций. Ключевые компетенции организации должны рассматриваться во взаимосвязи с процессами, ресурсами и управленческими решениями, направленных на достижение конкурентных преимуществ компании 1, с.339. В целом интеллектуальное лидерство можно представить в виде следующих составляющих: Интеллектуальное лидерство = клиентоориентированность + стратегическое мышление + нацеленность на результат. Данные составляющие обеспечивают конкурентоспособность компании в целом. Вышеуказанные направления функционирования и развития организации - лидерство в системе менеджмента качества, лидерский потенциал организации, развитие интеллектуального лидерства, как важное условие реализации цифровизации экономики, безусловно, ориентированы на потребителей продукции (товаров, работ, услуг). Поэтому потребители, в особенности клиенты компании, обеспечивают конкурентоспособность компании в целом. Для того чтобы благополучно вести бизнес с клиентами, компания должна им предоставлять конкурентоспособную ценность продукции. И та компания, которая оправдывает надежды искушенных клиентов в вопросах уникальности продукции, лидирует на рынке.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бабаева Д.Г. ЛИДЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №4 (37) том 3. С. 61 - 65. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4341 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4341



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.