'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  133 просмотров

Баталова О.С.

  


ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье описываются основные понятия и подходы к готовности педагога разных авторов. Выделяются функции и компоненты готовности   

Ключевые слова:
готовность, инновационные технологии, готовность педагога   


Готовность учителя к инновационной деятельности в рамках современного образования приобретает новый смысл. Нововведения, в том числе и педагогические, сталкиваются с рядом проблем, связанных с их внедрением. Готовностью учителя к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Другими словами, можно сказать, что к готовности относится направленность и активность в преобразовании своей педагогической деятельности, а также реализация. В настоящее время, существует несколько подходов к готовности к инновационной деятельности. В личностном (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, А.А. Деркач) подходе готовность понимается под внутренним желанием и настроем для исполнения деятельности с высокой результативностью [1]. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, в своих исследованиях выделяют несколько компонентов: – познавательный процесс, который отражает основные края деятельности; – эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность; – волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели [1]. В функциональном подходе (Ф. Генов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, А.Ц. Пуни, и другие) готовность рассматривается во временном аспекте и может быть долговременной и кратковременной, некое психическое состояние индивида [12]. В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсесян, предложили компоненты готовности к инновациям: – первый – психическая направленность личности; – второй – интегральный психофизиологический компонент; – третий компонент реализуется в виде структуры действий [5]. При сравнении двух подходов модно сделать вывод об их противоречивости. Готовность в современных условиях представляется как интегративное качество личности. В.А. Сластенин понимает под готовностью к инновациям как соединение личностного и операционного аспектов. Именно при соединении необходимых личностных и профессиональных качеств можно увидеть инновационный потенциал педагога и узнать его готовность. Только в ходе развития себя педагог расширяет границы и выходит на более высокий уровень инновационной деятельности. Также при нахождении общих закономерностей в педагогическом процессе, при виденье целостной картины и после накопления знаний педагог все больше готов к внедрению и качественному освоению инноваций [2]. Д.Н. Узнадзе и М.И. Дьяченко выделили функции готовности учителей к инновационной деятельности: – оценочная; – прогностическая; – конструктивная; – управленческая; – обратной связи [1]. Н.С. Пономарева выделяет следующие структурные компоненты готовности к инновационной деятельности: – организационно-управленческий; – структурный; – деятельностный; – содержательный; – субъектный [4]. Т.А. Прищепа выделяет компоненты готовности педагога к инновационной деятельности: – мотивационно-целевой; – информационно-познавательный; – рефлексивно-конструктивный; – деятельностно-коммуникативный [3]. И. Дерновский рассматривает структуру готовности к инновационной педагогической деятельности как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловлены и связаны между собой [4]. Несмотря на то, что Н.С. Пономарева и Т.А. Прищепа рассматривают компоненты практически одинаково. Именно И. Дерновский выявляет связь компонентов готовности к инновационной педагогической деятельности.  В.А. Крутецкий выделил компоненты готовности к инновационной педагогической деятельности: – когнитивный компонент. В него входит оценка качества знаний учителя. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности. Данный компонент является результатом познавательной деятельности. Профессиональные умения, удостоверяющие овладение деятельностью: – гностические. Умение работать с информацией, саморазвитие и изучение личности ребенка; – проектировочные. Умение грамотно спланировать учебный процесс в соответствии с целями обучения, психологических закономерностей, оптимальных видов, методов, приемов профессиональной деятельности; – конструктивные. Отбор учебного материала, приемов и способов обучения, управление учебным процессом; – организационные. Умение организовать учебный процесс в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса; – коммуникативные. Способность организовать общение, владение грамотной речью, умение применять технику актерского мастерства, предупреждать и преодолевать конфликты. – мотивационный компонент. Стремление педагога к расширению своих знаний, саморазвитие, личностный рост. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций. Данный компонент является стрежнем развития педагога, не только в плане реализации инноваций. Адекватная мотивация, советующая целям инновационной деятельности, сможет обеспечить эффективную деятельность педагога. В большинстве случаев познавательный интерес является ведущим мотивом инновационной деятельности и личностно-значимый смысл их применения. – личностный компонент. Способной к адекватной самооценке деятельности, творческих способностей. Только при направленности педагога на интересы ребенка инновационная деятельность будет соответствовать истинной цели обучения и воспитания. – креативный компонент. Признаками креативности является способность к созданию нового, нетрадиционный подход к организации учебновоспитательного процесса, умение творчески решать любые профессиональные проблемы, взаимодействовать с воспитанниками, коллегами, родителями детей, умение развивать креативность детей, что воплощалось бы в их поведении. – рефлексивный компонент. Характеризует через познание и анализ педагогом деятельности. Реализация компонента происходит через понимание себя и другого, самооценки и оценки другого. Показателем рефлексивного компонента в структуре готовности к инновационной педагогической деятельности является сформированность рефлексивной позиции (характер оценки педагогом себя как субъекта инновационной деятельности). – деятельностный компонент. Таким образом, под готовностью педагога к реализации инновационных технологий обучения понимается как потребность в изменении, совершенствовании деятельности педагога через применение инновационных технологий и изменения отношения к обучающимся и отношения к своей профессии. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Баталова О.С. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 6 - 11. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4351 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4351



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.