'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  118 просмотров

Гоперхоева Т.Т., Булгучева С.А.

  


СПОСОБЫ И СФЕРЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье проведен анализ способов и сфер речевого воздействия. Выделены основные формы, средства, а также указаны конкретные приемы использования речевого воздействия   

Ключевые слова:
речевое воздействие, коммуникация, коллективное поведение, языкознание   


Представить современное общество, тонущее в тоннах информации, развития и изменений, без коммуникации практически невозможно. Это инструмент налаживания связи как между отдельно взятыми людьми, так и между компаниями мировых масштабов. Это тот язык, который распространён во всех странах нашей планеты, в независимости от того, в какой географической точке находится то или иное государство. Это универсальный рычаг влияния на других людей. Но для правильного построения коммуникации мало осознавать ее важность [1]. Необходимо изучать и применять способы речевого воздействия в разных сферах, о чем и пойдет речь в этой статье. Для углубления в суть статьи необходимо кратко ознакомиться со словосочетанием «речевое воздействие». Речевое воздействие – влияние на индивидуальное или коллективное поведение, которое можно воплотить в жизнь с помощью сообщений на естественном языке. Итак, основными сферами речевого воздействия принято считать наиболее обширные сферы жизни, в которых речевое воздействие или даже манипулирование можно заметить особенно часто: - политическая коммуникация - рекламная коммуникация Часто эти сферы переплетаются воедино, особенно во время предвыборной политической гонки, когда почти вся политическая реклама основывается на базе коммерческой и иногда даже манипулятивной рекламы. - социальная реклама - обучение и воспитание Вышеперечисленные сферы речевого воздействия присущи всем без исключения: каждый человек так или иначе сталкивался с подобными воздействиями извне [2]. Специалисты отдельно называют сферы речевого воздействия, которые развиты в узком кругу применения: - процессуальная и судебная практика соревновательного типа (часто фраза: «...каждое ваше слово может быть использовано против вас» четко описывает эту сферу применения речевого воздействия) - психотерапия, в особенности нейролингвистическое программирование. Кроме того, часто речевое воздействие проявляется в нашей жизни «точечно»: в литературе, словесных искусствах, нашем повседневном общении. Из вышесказанного можно сделать вывод, что речевое воздействие окружает нас  со всех сторон, поэтому нужно владеть знаниями о его способах, чтоб «не попасться на крючок» манипуляций. Собеседник, который хочет ввести другого человека в состояние речевого воздействия, может пользоваться следующими способами: - программировать мышление (не давать возможности адресату вспомнить противоречивые аргументы и факты); - создать для собеседника ситуацию мнимого выбора – когда человек осознанно внушает определенное отношение к предмету; - использовать заранее ложный, абсурдный аргумент, чтоб осознанно создать впечатление нелепости аргументов противника; - апеллировать к высшим ценностям морального характера, с которыми собеседник не сможет не согласиться; - ссылаться на авторитет – подкреплять свой аргумент в пользу чегото не с помощью фактов, а с помощью отсылки к авторитету («эта зубная паста качественная, потому что ее использует Николай Басков»; - использовать мнимую неформальность – собеседник может специально, заведомо рассказывать о своих ошибках, проигрышах, переливаниях, чтоб «задобрить», втереться в доверие другого человека; - использовать правило «Да-да-да»: необходимо задать собеседнику три вопроса, на которые он точно ответит: «Да». Почти всегда ответ на четвертый вопрос тоже будет положительным; - усиливать эмоциональным воздействиям каждый аргумент: «это ужасно, что...», «к счастью, ...», «им повезло...». Этот способ часто используют для контроля внимания собеседника [3]. Можно сделать вывод, что возможностей ввести собеседника в заблуждение много и контролировать его действия достаточно просто, поскольку практически во всех сферах жизни каждый человек сталкивается с большим количеством способов манипуляции. И необходимо заранее с ними ознакомиться, чтоб отличать природную коммуникацию от рычагов речевого воздействия

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гоперхоева Т.Т., Булгучева С.А. СПОСОБЫ И СФЕРЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 12 - 15. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4352 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4352



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.