'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 3

Просмотры  196 просмотров

Гоперхоева Т.Т., Булгучева С.А.

  


ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ДИАЛОГ, МОНОЛОГ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию особенностей таких форм речевой коммуникации, как диалог и монолог. В работе рассмотрены дефинитивные характеристики диалогической и монологической речи, определены их основные признаки и ситуации использования. Также проведено сравнение диалога и монолога в ситуациях речевой коммуникации   

Ключевые слова:
речевая коммуникация, монолог, диалог, речь, общение   


В эпоху гуманизации и возрождения национальной культуры рассмотрение вопросов функционирования речи во всех сферах деятельности человека становится все более актуальным. Сознательную жизнь человека можно рассматривать как последовательность и совокупность ситуаций общения с качественной или некачественной коммуникацией. Коммуникация характеризуется специфическими средствами воздействия на аудиторию (оппонента в общении). В общении, кроме вербальных, задействованы невербальные средства. В речевой коммуникации чрезвычайно разносторонне отражается человеческая сущность - психические особенности, интеллект, мировосприятие, образ мышления, воспитание, способность оценивать, контактировать с другими и влиять на них. Это особый и очень сложный вид деятельности человека. Большое место в практике общения людей имеет монологическая и диалогическая речь, которая проявляется в различных устных и письменных коммуникациях. Целью данной статьи является освещение роли и содержательных характеристик таких форм речевой коммуникации как диалог и монолог. Теория речевой коммуникации является составной частью современной разветвленной науки о языке - языкознания. Для раскрытия теоретических основ формирования науки о природе человеческой речи следует обратиться к коммуникативной лингвистике, которая исследует общие законы общения людей с помощью естественного языка, организацию средств языкового кода и других семиотических (знаковых) систем в процессах коммуникативного взаимодействия личностей. Каждый акт человеческого общения с точки зрения участия в нем личностей, которые обсуждают самые разные проблемы, неповторим, но с точки зрения самой общей организации происходит в пределах отработанных форм. Формы речевого общения – это типы интеракции, выделенные в зависимости от неязыковых составляющих коммуникации: формы воплощения средств языкового кода, способа взаимодействия между участниками, специфики каналов, функций и содержания сообщений, сферы общения и т.п. [5] Классифицируют формы речевого общения по различным критериям. Так, в зависимости от формы воплощения средств языкового кода различают: внешнюю (устное, письменное, паралингвальное) и внутреннюю речь (диалог человека с самим собой; довербальный этап становления речи). С учетом специфики каналов коммуникации выделяют: речь непосредственной  коммуникации («лицом к лицу»); речь опосредованной коммуникации (записки, печатная продукция, телефон, радио, телевидение, Интернет и т.д.). По способу взаимодействия между коммуникантами выделяют такие формы речевой коммуникации, как: монологическая (говорит один участник общения); диалогическая (говорят, как правило, два человека) и полилогическая речи (говорят трое и больше участников). Впервые в лингвистике формы общения классифицировал российский языковед Л.П. Якубинский в статье «О диалогической речи». В качестве критериев разграничения форм общения он принимал: устную диалогическую, устную монологическую, письменную монологическую формы общения. В этом же исследовании ученый указал на характерные особенности диалогической и монологической речи [7]. Каждой форме речевой коммуникации присущи особенности отбора и использования средств речевого и паралингвального кодов, стилевая и стилистическая специфика и т.д. В то же время для коммуникативной лингвистики особое значение имеют, прежде всего, формы речевой коммуникации, связанные с образом взаимодействия между коммуникантами, то есть диалог и монолог. Так, диалог (диалогическая форма общения), с точки зрения Шпомера Е.А., - это форма речи (и коммуникации), которой присуще изменение речевых актов (сообщений), как правило, двух говорящих, которые находятся в непосредственной связи. Диалог является активной формой межличностного общения, и ему посвящено много исследований, учитывающих достижения различных разделов науки о языке и, прежде всего, лингвистики текста, прагмалингвистики, а также логики, психологии, антропологии, философии и др. [6]. Диалог, как отмечается в наработках Коротковой А.З., выстраивается по определенным принципам: он должен иметь процессуальную структуру, то есть в его пределах присутствует движение информации между двумя участниками.  Поэтому говорят о фазах разговора: начало, середина, завершение; о главных, второстепенных и эпизодических темах. Само движение в диалоге создается шагами (репликами). Изменение реплик происходит по определенным законам, а результатом процесса является связность. Каждый диалог происходит в определенном диалоговом пространстве (среде), которое охватывает говорящего, слушающего, их отношения, тональность и атмосферу между участниками интеракции. Диалогу присущ коммуникативный смысл как комплекс интенций участников общения [3]. В современной науке существует несколько классификаций диалогов, самой полной из которых является классификация по следующим признакам: 1) соотношение целей: кооперативный (цели партнеров совпадают), нейтральный (цели партнеров в диалоге не противоречат друг другу), конфликтный (цели партнеров в диалоге противоположные); 2) по характеру глобальной цели: когнитивный (проблемно-диалоговый, информационно-диалоговый, изъяснительно-диалоговый); фатический (направлен на поддержку общения, отношений участников); экспрессивный (направлен на выявление отношения к обсуждаемой проблеме лица или участников общения). Фатический и экспрессивный диалоги направлены на проявление внутреннего мира партнера с последующим воздействием на него; 3) особенностям циркуляции информации: вырожденный (имеющий монологическую форму), циклический (фатический, не порождает новой информации, а лишь направлен на поддержание контакта); односторонне информативный (предоставляет новую информацию); двусторонне информативный (порождает новое знание в когнитивных сферах участников общения) [1]. В свою очередь, монологические формы речи - это лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы, различные устные и письменные сообщения и пр. Монологическая речь является более сложной формой речи по сравнению с диалогической.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гоперхоева Т.Т., Булгучева С.А. ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ДИАЛОГ, МОНОЛОГ // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 16 - 23. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4353 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4353



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.