'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  146 просмотров

Дзаурова Л.А., Хадзиева А.А.

  


ТЕМА, КОМПОЗИЦИЯ И СТРОФИКА СТИХОТВОРЕНИЯ «СТАРАЯ ДОРОГА» Н.М. РУБЦОВА *

  


Аннотация:
в данной статье речь идет о тематике, композиции, системе образов и строфике стихотворения Н.М. Рубцова «Старая дорога». Автор дает характеристику природы и человека   

Ключевые слова:
стихотворение, дорога, образ, судьба, облака, вечность, мертвое, живое   


Николай Михайлович Рубцов – один из самых талантливых поэтов своего времени. Поэтическая деятельность автора длилась два десятка лет, но за это время он не успел обрести зрелость поэтического стиля и манеры письма. Тема дороги и путешествия звучит у Н.М. Рубцова во многих поэтических произведениях. К примеру, «В дороге», «Памятный случай», «У размытой дороги», «Загородил мою дорогу», «Два пути», «Старая дорога» и др.: Возьмем для анализа последнее из указанных выше стихотворений: Все облака над ней, все облака… В пыли веков мгновенны и незримы, Идут по ней, как прежде, пилигримы, И машет им прощальная рука. Лирический герой внимательно наблюдает за проплывающими в небе облаками. Время, описываемое автором – лето, период, когда раскрывается красота природы: Навстречу им июльские деньки Идут в нетленной синенькой рубашке, По сторонам – качаются ромашки, И звон звенит во все свои звонки, И в тень зовут росистые леса…[4, с. 63]. Композиционно в стихотворении «Старая дорога» можно выделить несколько частей. Первая часть представляет собой описание дороги, окруженной «лесами», «с пылью и вехами», «травой и ромашками по бокам». Вдалеке виднеется «сарай» и небольшая «ферма с зеленой крышей» и «три холма». Время указано точно – теплый июль, пространство – «до облаков». Во второй части показан лирический герой, идущий по дороге любимого края: «Я так любил старые дороги». Поэт передает эмоциональное состояние своего героя: И оттого, в любви своей не каясь, Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой. [5, с. 21]. Человек идет по пыльной дороге, но чувствует себя частью окружающего мира. Видит вдали «сову», «хижину». Он может наслаждаться свежестью «леса» и красотой «ромашек». При движении человек чувствует себя хорошо. Но, «он  ходит один! И куда он идет? А откуда оно взялось? Разве не поэтому мысли все еще грустные?! И разве это не «прощальная рука», махающая ему?». Так возникает целый ряд риторических вопросов и восклицаний. Третья часть – это философское размышление о смысле человеческой жизни. Пространство и время расширяются (по М.М. Бахтину «хронотоп»). Дорожная пыль превращается в вековую пыль. Появляются образы «паломников», скачущих «всадников», персонифицирующих русский дух. Композиция произведения кольцевая. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же изображением – «облаками, плывущими по небу». Это многозначный образ. Все в человеческой жизни призрачно, меняется, непостоянно и в то же время легко, красиво и эфемерно. Облака становятся здесь символом вечной природы. «Старая дорога» (этот образ содержится в названии стихотворения), которая многое видела в своей жизни, не имеет конца. Да и в июльские дни есть «неподкупная» синяя рубаха. Автор часто использует технику подражания другим поэтам. Создается впечатление движения и смены образов: проходят июльские дни, колышутся «ромашки», звонят растущие «леса», поднимаются «тучи». Все глаголы в настоящем времени, что подчеркивает непосредственность ощущений. В одной строке – характеристики природы и состояния человека: «пустыня», «рассвет» и «забвение». У вечности есть глаза, а филин – «нелюдимый властитель». Стихотворение насыщено яркими эпитетами: «прощальная рука», «росистые леса», «древние дороги», «солнечная листва», «грустные облака». Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Рифма – парная и опоясывающая, мужская и женская, точная. Поэт выделил в строке ключевые, главные слова этого поэтического текста: «облака», «вечность», «мертвое» и «живое». Космос замкнулся в единый круг жизни и смерти, «где все славны».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дзаурова Л.А., Хадзиева А.А. ТЕМА, КОМПОЗИЦИЯ И СТРОФИКА СТИХОТВОРЕНИЯ «СТАРАЯ ДОРОГА» Н.М. РУБЦОВА // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 24 - 28. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4354 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4354



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.