'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  143 просмотров

Фомичева А.С.

  


СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается сущность кредитной политики и ее значение для предприятия   

Ключевые слова:
кредитная политика, предприятие, активы   


Целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, для чего она использует все имеющиеся в её распоряжении ресурсы, которые укрупнённо можно подразделить на материальные, нематериальные (в данном случае речь идёт о том, что принято относить к нематериальным активам предприятия – ноу-хау, технологии, деловая репутация и т.д.), трудовые (человеческие), информационные и финансовые. Финансовые ресурсы, хотя не являются профильными для осуществления основной хозяйственной деятельности нефинансовых организаций, тем не менее, пронизывают все бизнес-процессы, механизмы и хозяйственные операции любой коммерческой организации, и от того, насколько эффективно осуществляется управление ими, в значительной степени зависят финансовые результаты, а, следовательно, достижение ведущей цели коммерческой деятельности. Управление финансовыми ресурсами предприятия осуществляется в процессе разработки и реализации финансовой политики предприятия, в составе которой выделяются учётная и налоговая политика, управление внеоборотными активами и амортизационная политика, управление оборотными активами и кредиторской задолженностью, управление операционными расходами (издержками, затратами), ценовая политика, инвестиционная политика, дивидендная политика, управление стоимостью предприятия и кредитная политика. Кредитная политика предприятия представляет собой концепцию и набор инструментов, которые используются для эффективной деятельности в области коммерческого кредитования. Кредитная политика предприятия тесно связана с таким аспектом финансового менеджмента, как управление дебиторской задолженностью: именно это направление является ключевым при разработке и реализации кредитной политики предприятия. Основная цель кредитной политики предприятия в части управления дебиторской задолженностью тесно взаимосвязана с целями и задачами коммерческой политики и направлена, как правило, на увеличение объёмов продаж, а значит, на рост основных финансовых показателей финансовых результатов – выручки и прибыли. В рамках разработки кредитной политики предприятия можно выделить несколько последовательных задач: Разработка условий предоставления коммерческих кредитов с точки зрения соотношения рисков и доходности сделок. Формализация условий и процедур предоставления коммерческих кредитов с целью минимизации субъективных, в том числе человеческих, факторов. Обеспечение конкурентоспособности предоставления коммерческих кредитов на рынке. Ограничение уровня кредитных рисков допустимыми пределами. Поддержание гибкости в решении задачи инкассации дебиторской задолженности. [1, с.206] Реализация кредитной политики предполагает необходимость определения ключевых условий предоставления коммерческих кредитов: критерии предоставления коммерческих кредитов, которым должны соответствовать покупатели (заёмщики) и в зависимости от которых могут быть разработаны различные группы условий предоставления коммерческих кредитов; сроки предоставления коммерческих кредитов; лимит кредита; цена предоставляемого кредита (процентная ставка по кредиту); штрафные санкции за нарушение покупателями условий предоставления коммерческих кредитов. Перечисленные условия определяют уровень риска, который принимает на себя предприятие, проводя кредитную политику. В зависимости от этого уровня принято выделять 3 основных типа кредитной политики предприятия: консервативная (жёсткая, безрисковая) кредитная политика предполагает сокращение группы покупателей, которым предоставляются кредиты, до наиболее надёжных и стабильных контрагентов с наиболее высоким гарантированным уровнем возврата кредитов; умеренная кредитная политика предполагает принятие среднего уровня кредитных рисков; агрессивная (мягкая, рисковая) кредитная политика предполагает максимизацию прибыли предприятия через существенное наращивание объёмов продаж за счёт предоставления коммерческих кредитов на более благоприятных для покупателей условиях. Ключевыми показателями эффективности кредитной политики предприятия являются рост выручки или рост оборачиваемости дебиторской задолженности (что обеспечивается увеличением соотношения между выручкой и средней величиной дебиторской задолженности). Именно улучшение одного из или обоих обозначенных показателей свидетельствует о том, что кредитная политика организации эффективна. Минимизация кредитных рисков сама по  себе при этом не является показателем кредитной политики, как предполагают многие топ-менеджеры, в особенности, в реалиях российского бизнеса.[2] Одним из основных и наиболее значимых для эффективной кредитной политики элементов является выработка критериев, которым должен соответствовать покупатель-дебитор, чтобы ему на определённых условиях был предоставлен коммерческий кредит. При этом могут быть предусмотрены группы дебиторов, для каждой из которых разрабатываются свои стандартные условия кредитования и в которые покупатели определяются на основании набора определённых показателей. Чрезвычайно полезным является закрепление критериев и групп в письменном документе – Кредитной политике предприятия, которая одобряется ответственными сотрудникам и структурными подразделениями один раз и в дальнейшем не требуется согласования договоров и прочих документов применительно к каждому дебитору, что, с одной стороны, формализует процесс и делает его более эффективным, с другой стороны, более оперативным и менее трудозатратным в масштабах предприятия. Традиционный подход к выработке критериев предоставления коммерческого кредита в рамках кредитной политики предполагает анализ финансовой отчётности дебиторов, однако современные организации вынуждены рассматривать гораздо более широкий спектр показателей, характеризующих степень риска, с которой связаны покупатели, поскольку кредитные риски могут быть связаны не только с плохими финансовыми показателями или нестабильным финансовым состоянием: кредитные риски могут возникать ввиду рискованной структуры владения или аффилированности компании-покупателя, вследствие рисков, сопровождающих основную хозяйственную деятельность покупателя и т.д. Всё это необходимо учитывать и анализировать, и ключевую роль здесь играет наличие в штате профессиональных и компетентных финансовых аналитиков, способных провести комплексный анализ каждого покупателя-дебитора,  идентифицировать, к какой группе он может быть отнесён и на каких условиях ему может быть предоставлен коммерческий кредит. Важным элементом кредитной политики предприятия является контроллинг состояния дебиторской задолженности, её структуры и динамики с целью выявления появляющихся неблагоприятных моментов в состоянии расчётов с покупателями, которым предоставлен кредит, а также мониторинг соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, что важно для своевременного реагирования на необходимость изменения кредитной политики.[3, с.625] Поскольку современная бизнес-среда меняется достаточно быстро, необходимо постоянно отслеживать факторы, которые могут оказывать влияние на эффективность кредитной политики, и проводить меры по адаптации принятой кредитной политики происходящим изменениям во внутренней и внешней среде организации (среди внутренних факторов можно отметить структуру собственности, структуру управления, структуру аффилированности организации, а также человеческий фактор сотрудников, ответственных за осуществление продаж в кредит; среди внешних факторов можно выделить ситуацию на рынке, конкуренцию, ситуацию в отраслях или на отдельных географических территориях продаж, общую макроэкономическую ситуацию и т.д.). Такой постоянный контроль позволяет разрабатывать и принимать своевременные решения по поддержанию необходимого уровня эффективности кредитной политики предприятия.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Фомичева А.С. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 98 - 103. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4366 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4366



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.