'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  106 просмотров

Ишаева Т.А.

  


ПРОБЛЕМА СХОДСТВА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВВ СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается актуальная проблема сходства товарных знаков. Раскрываются основные моменты степени смешения товарных знаков. Анализируется судебная практика касательно рассмотрения арбитражными судами дел о сходстве товарных знаков   

Ключевые слова:
товарный знак, степень смешения   


Несомненно, что покупатели в настоящее время имеют необходимость в товарных знаках не меньше, чем сами производители. В современном мире масштабы рыночных отношений настолько велики, что покупатели не имеют возможности распознать понравившийся товар по классу или видовым признакам, и поэтому у них возникают иные способы идентификации нужных им продуктов. В соответствии со ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации товарным знаком признается «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». То есть, товарный знак – это средства обособления товаров от однородных [1]. На основании сведений, представленных на официальном сайте Роспатента, правовую охрану в 2020 году получили 70 339 товарных знака. На основании данной цифры можно сделать вывод, что количество средств индивидуализации на российском рынке достаточно велико. Несложно догадаться, что большое число зарегистрированных товарных знаков обуславливает тот факт, что все труднее создавать новые средства индивидуализации, которые были бы не сходны с уже существующими. При подготовке к регистрации товарного знака необходимо выяснить, является ли данное обозначением уникальным, и в случае наличия схожих черт, необходимо доработать товарный знак[5]. П.2 ст. 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что «Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве». Однако, данное положение противоречит п. 6 ст. 1483, в которой устанавливается, что «Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с: 1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной; 2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; 3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров» [1]. Исходя из этого, противоречие состоит в том, что при индивидуализации неоднородных товаров разными производителями возможно применение одинаковых товарных знаков. Такой расклад не представляется возможным считать разумным, так как потребитель вероятнее всего введется в заблуждение насчет производителя, если увидит знакомый бренд на «чужих» (неоднородных) товарах. Наверняка потребитель сравнит любой до степени смешения похожий товарный знак с  известным производителем, независимо от группы товаров. По мнению В.Н. Штенникова, наиболее беспристрастен подход, который связан с новизной (неимением сходства до степени смешения) вне зависимости от категории товаров [7]. В своем труде «Вероятность смешения товарных знаков» Садыгов З. пишет: «Вероятность смешения... существует в том случае, если общественность может предположить, что производителем конкретных товаров или услуг является одно и то же предприятие или как минимум экономически связанные между собой предприятия»[6, с. 53]. Суды при разрешении дел о сходстве товарных знаков используют судебный прецедент, в частности, Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда от 18.07.2006 № 2979/06 по делу «Невское» vs «AMRO Невское». Президиум ВАС РФ призналданные обозначения сходными до степени смешения, так как «Невское» полностью входит в «AMRO Невское» и занимает в данном товарном знаке главенствующее положение; это слово «в обоих товарных знаках выполнено тождественно стандартным шрифтом, заглавными буквами русского алфавита», так как слово «AMRO» «не является сильным элементом второго товарного знака» и «не ассоциируется у потребителей со словом, имеющим какую-либо смысловую нагрузку» [2]. Сравнение в данном случае проводится по трем основополагающим критериям: графическому, звуковому и смысловому. Звуковое сходство определяется, в частности, на основании следующих признаков: – наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; – близость звуков, составляющих обозначения; – расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу и др. Графическое сходство определяется посредством нахождения в товарных знаках следующих сходных признаков: – общее зрительное впечатление; – вид шрифта и др. Смысловое сходство товарных знаков позволяет определить наличие следующих признаков: – подобие заложенных в обозначениях понятий, идей, в частности, совпадение значения обозначений в разных языках; – противоположность заложенных в обозначениях понятий и др. [4]. Проблемой является тот факт, что суды при разрешении дел ориентируются на собственные представления о сходстве товарных знаков, не проводя необходимых экспертиз. Примером является дело № А40-187101/2013, в ходе которого истец, обладатель товарного знака «Challenge» по свидетельству № 380611, обратился в суд с исковым заявлением о запрете незаконного использования товарного знака и взыскании компенсации. Однако суд, исследовав доводы истца, пришел к выводу об их отклонении, ссылаясь на тот факт, что в соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания обозначение можно считать тождественным только в том случае, если оно совпадает с ним во всех элементах [3]. В заключение хочу отметить, что вопрос о сходстве товарных знаков несомненно актуален в современном мире с высоким уровнем рыночным отношений, поэтому неудивительно, что складывается большое количество мнений относительно сходства обозначений. На мой взгляд, при разрешении дел, касающихся сходства товарных знаков, экспертиза необходима не только для защиты прав владельца такого обозначения, но и для исключения вероятности введения в заблуждение покупателей.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ишаева Т.А. ПРОБЛЕМА СХОДСТВА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВВ СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 112 - 117. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4368 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4368



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.