'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (37) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  80 просмотров

Бирюков А.А.

  


АСПЕКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ПАНДЕМИИ COVID-19В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье анализируются аспекты и специфика реагирования на новые вызовы для экономики стран бывшего СССР в условиях начала пандемии COVID-19 в 2020 г. в контексте экономических решений, принятых в системе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в сравнении с мерами в системе европейского вектора интеграции стран в рамках соглашений ассоциации с ЕС и декларативными документами Восточного партнерства с Евросоюзом.. Осмысление решений ЕАЭС существенно для оценки экономических проблем и преимуществ евразийской модели интеграции стран на постсоветском пространстве, эффективности общих стратегий реагирования на риски в условиях экономического союза и использовании сложившихся экономических связей   

Ключевые слова:
пандемия COVID-19, экономика, евразийская модель интеграции, Евразийский экономический союз, страны постсоветского пространства   


В 2020 году мировая экономика была вынуждена отвечать на новейшие вызовы, связанные с пандемией коронавируса, в значительной степени пошатнувшей базовые ценности развитого общества в эпоху глобализации – культуру потребления, связанную с конкурентным предложением услуг и товаров, оказываемых и поставляемых из разных точек мира, в том числе продуктов туризма, культурной и развлекательной индустрии, транспортную доступность большинства локаций, возможность с легкостью путешествовать как с целью отдыха, так и с целью бизнеса. Для экономики России и связанных с ней экономик стран постсоветского пространства новые вызовы включали и падение цен на нефть, и валютную волатильность, и ограничение трудовой миграции. В отечественной и зарубежной историографии анализу экономических проблем, связанных с пандемией, в контексте евразийской и европейской экономической интеграции посвящены статьи С. П. Арустамяна, Ю. Р. Олейника и А. П. Ушаковой, Л.Э. Слуцкого и Е.А. Худоренко, А.Ю. Кнобеля, Н.С. Пыжикова и А.Н. Кутовой, Ф.И. Храмцовой, С.А. Полетаева и А.И. Тереховой, В. Вовченко, М. Данфорда, А. Барбье-Гошара и других [1-2, 4, 6, 8, 11-12]. В целом о проблемах и развитии интеграции в ЕАЭС последних лет пишут М.И. Кротов, В.И. Мунтиян, Л. Э. Слуцкий, О. И. Батистова, В. Ярашевич [9-10, 5]. Актуальна ли евразийская экономическая интеграция в контексте новых вызовов? В 2020 году, в условиях начала пандемии коронавируса, ЕАЭС (основанный в 2015 году Евразийский экономический союз, в который входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) предложил общие стратегии преодоления связанных с пандемией кризисных факторов. В частности, исполнительный орган ЕАЭС – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) с марта 2020 года публикует обзор ключевых мер и решений, направленных на оперативное реагирование на экспансию пандемии COVID-19 и стабилизацию экономической ситуации в ЕАЭС, все страны которого в той или иной степени подверглись влиянию негативных факторов [7]. 25 марта 2020 года на внеочередном заседании Совета ЕЭК было принято распоряжение № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19». В частности, распоряжение предполагало обмен актуальной информацией по ситуации с COVID-19 между странами ЕАЭС, консультации по стратегиям преодоления  последствий пандемии и нормативным правовым актам в контексте ограничения распространение коронавирусной инфекции, координации мер, принимаемых национальными уполномоченными органами в области здравоохранения и в области санитарно-эпидемиологических мероприятий. Правительства стран ЕАЭС были уполномочены выработать меры оказания гуманитарной взаимопомощи, оперативной поставки необходимых товаров, например, в ситуации дефицита медикаментов и продуктов питания в странах ЕАЭС. 16 апреля 2020 года выходит Распоряжение № 6 Евразийского межправительственного совета «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID19», основными задачами которого является создание условий для поддержания макроэкономической стабильности в условиях пандемии, принятие согласованных мер по ограничению распространения инфекции, координации медицинской помощи, минимизации уязвимостей бизнеса, обеспечению занятости граждан и устойчивости финансовой сферы. Был утвержден перечень товаров «критического импорта», включающего некоторые продукты питания, лекарства и медицинские товары, на которые распространялось действие тарифной льготы – временная, до 30 июня 2020 года, отмена таможенных пошлин при ввозе в страны-участники ЕАЭС. Был расширен и перечень товаров для производства медикаментов и медицинских приборов, которые в период с 16 марта по 30 сентября 2020 года могли ввозиться в страны ЕАЭС без уплаты пошлины, если органами здравоохранения было подтверждено их целевое назначение. По состоянию на 20 апреля 2020 года Россия передала странам ЕАЭС 70 тыс. тест-систем, которые были разработаны ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор». ЕЭК приняла несколько «пакетов мер» в связи с пандемией COVID-19, облегчающих координацию экономических мер в странах ЕАЭС. Возникали и определенные трения между странами ЕАЭС в части исполнения противоэпидемиологических мер и обеспечения благополучия стран в условиях пандемии. Например, 30 июня 2020 года по итогам заседания Коллегии ЕЭК принято решение уведомить Российскую Федерацию о необходимости придерживаться правовой базы Евразийского экономического союза. Речь шла о мерах Россельхознадзора РФ по запрещению поставок в Россию и транспортировки по ее территории в страны, входящие в ЕАЭС, белорусской говядины. Коллегия ЕЭК сочла эти действия Россельхознадзора РФ барьером на внутреннем рынке Евразийского экономического союза. В июле 2020 года главные санитарные врачи стран ЕАЭС рассмотрели перспективы возобновления международного транспортного сообщения в странах ЕАЭС и противоэпидемические меры, анализ которых был представлен к заседанию Евразийского межправительственного совета в Минске. Ранее, в июне 2020 года Консультативный комитет ЕЭК по электроэнергетике детализировал «дорожную карту» по формированию общего электроэнергетического рынка (ОЭР) пяти стран Евразийского экономического союза. Эти решения форсировали меры по организации общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, который планируется ввести в действие до 1 января 2025 года. Безусловно, меры помощи и координации усилий по сдерживанию пандемии предпринимал и Евросоюз, в том числе и по отношению к странам на постсоветском пространстве, сотрудничество с которыми декларировано в рамках Восточного партнерства. ЕС, по результатам рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, в 2020 г. оказал помощь странам Восточного партнерства на общую сумму 30 миллионов евро. Значительная часть этих средств направлена на неотложные меры по ограничению распространения пандемии. К концу июля 2020 года в страны Восточного партнерства были поставлены из ЕС средства индивидуальной защиты на 9 миллионов евро, тесты для диагностики COVID-19 и медицинские приборы еще на 3,7 миллионов евро. Документы и соглашения по принятым мерам регулярно публикуются на сайте Евросоюза [3].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (37) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бирюков А.А. АСПЕКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ПАНДЕМИИ COVID-19В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ // Вестник науки №4 (37) том 4. С. 210 - 216. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4381 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4381



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.