'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  152 просмотров

Куимова Д.С.

  


К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема определения конституционно-правового статуса Счетной палаты РФ к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти, рассматривается вопрос выделении контрольной ветви власти и отнесении Счетной палаты РФ к контрольной ветви власти   

Ключевые слова:
Счетная палата РФ, ветви власти, конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ   


Государственный финансовый контроль обеспечивает функционирование любой экономической системы, поскольку выполняет важнейшую функцию в формировании и распределении бюджетных средств в Российской Федерации, что в целом способствует развитию экономической системы и получению максимально высоких результатов деятельности всех субъектов контроля. Целью финансового контроля является недопущение нецелевого расходования бюджетных средств, а также предотвращение нарушения хозяйственного оборота в государстве посредством своевременного выявления фактов нецелевого и неэффективного управления государственным имуществом, в результате чего государство не дополучает средства и соответственно рискует не выполнить все поставленные перед государственными органами социальные задачи [1, с. 10]. Вместе с тем отдельные вопросы, касающиеся современного государственно-правового механизма борьбы с финансовой преступностью, осуществляемого Счетной палатой РФ, все же остаются недостаточно проработанными и поэтому представляют интерес для исследования. Исследование деятельности Счетной палаты в Российской Федерации позволило выявить несколько недостатков, связанных с коллизиями в законодательстве, регламентирующем ее деятельность. Один из важных недостатков связан с правовым статусом Счетной палаты, а именно неоднозначностью включения данного органа к той или иной ветви власти. Часть исследователей относит институт государственного финансового контроля к законодательной ветви власти. Профессор конституционного права Шахрай С.М. относит Счетную палату России к независимым органам государственной власти, обладающим особым статусом, не включенным ни в одну из трех ветвей власти, поскольку Счетная палата РФ обладает собственными государственно-властными полномочиями, в том числе бюджетными, к тому же деятельность данного органа власти не может быть приостановлена даже по причине роспуска Государственной думы, а значит не может быть приостановлена без внесения необходимых изменений в Конституцию Российской Федерации [2, с. 580]. В свою очередь Погосян Н.Д. относит Счетную палату РФ к органам государственной власти, предлагает прировнять Счетную палату РФ к органу судебной власти, составляющими конституционно-правового статуса которой должны стать бессрочность полномочий аудиторов, а также собственное право выносить любые решения, обладающие юридическими последствиями, определяющими меру и вид наказания виновных лиц и другое [3, с. 5]. Ряд исследователей, например, Агапов А.Б., включают Счетную палату Российской Федерации в состав особых публичных органов, в связи с  особенностью формирования самого состава палаты [4, с. 312]. Счетная палата РФ формально никому не подчиняется, а только подотчетна Федеральному собранию РФ. Также исследователи, придерживающиеся данной точки зрения, приводят аргумент о том, что Счетная палата РФ, хоть и формально относится к законодательной власти, всё же наделена административно-властными полномочиями, что, по сути, делает её схожей с другими органами исполнительной власти [5]. Ряд ученых, с мнением которых нельзя не согласиться, выделяют Счетную палату РФ в самостоятельную ветвь власти, поскольку считают устаревшим устоявшийся принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Иные выступают за сближение Счетной палаты с властью Президента, как, например, в Австрии, и исследуют возможность выделения отдельной контрольной ветви власти в стране [6, с. 98]. Для исследования конституционно-правового статуса, которым фактически обладает Счетная палата Российской Федерации, в первую очередь необходимо обратить внимание на принципы, которыми руководствуется данный орган при проведении внешнего государственного аудита. Так статьей 4 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определено, что Счетная палата проводит внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности [7]. При этом если независимость в данном контексте может быть определена как «политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет», то понятие «независимый» стоит трактовать как «самостоятельный, не входящий в подчинение, свободный» [8, с. 223-225]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Куимова Д.С. К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ // Вестник науки №5 (38) том 1. С. 85 - 89. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4395 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4395



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.