'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  164 просмотров

Морозов О.В.

  


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА АМНИСТИИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье проведен анализ особенностей реализации и применения института амнистии в российском уголовном праве. Выявлены определенные несовершенства уголовного законодательства в данной сфере, обусловлена необходимость расширения перечня субъектов, которые должны быть наделены правом внесения проектов актов об амнистии в Государственную Думу Российской Федерации   

Ключевые слова:
амнистия, акт амнистии, осужденные, уголовно-исправительные учреждения, освобождение от наказания   


Особое место при рассмотрении вопроса относительно освобождения от уголовной ответственности и наказания занимает институт амнистии. Указанное явление выступает своеобразным способом реализации принципа гуманизма, который относится к основополагающим принципам уголовного права и получил свое закрепление в ст. 7 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ [2]). Вместе с этим, как отмечает А.А. Труфанова в своем исследовании, институт амнистии связан не только с проявлением гуманизма, но и со снижением нагрузки на исправительные учреждения [6, с. 151]. Д.М.Рамазанов рассматривает амнистию с точки зрения особого государственно-правового акта, посредством издания которого государство претворяет в жизнь право на отказ от уголовного преследования неопределенного круга лиц в общественно-полезных целях [5, с. 141]. При этом, важно обратить внимание на правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно применения амнистии, согласно которой, обеспечение следования принципам правового государства и верховенства Конституции Российской Федерации – обязательное условие реализации полномочий Государственной Думой РФ по объявлению амнистии [8]. Надо сказать, что, обращаясь к нормам уголовного законодательства, мы видим подробную регламентацию оснований применения, а также уголовноправовых последствий тех или иных видов освобождения от уголовного наказания. Анализ ст. 84 УК РФ, регулирующей институт амнистии, показал, что законодатель сделал акцент лишь на последствиях реализации данного правового явления. Тем самым, можно сделать вывод о наличии в действующем УК РФ определенного правового пробела, ведь неурегулированность оснований применения амнистии нарушает системность норм, регулирующих освобождение от наказания. Вместе с этим, в юридической литературе существует мнение, согласно которому, не столь детальная урегулированность института амнистии на уровне российского уголовного законодательства придает амнистии особый характер и выделяет данный правовой институт среди обычных видов освобождения от наказания [4, с. 81]. Объявление амнистии – исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Однако, проект акта об амнистии может быть внесен в Государственную Думу РФ теми субъектами, перечень которых определен в ст. 104 Конституции РФ [1], регулирующей право законодательной инициативы. Анализ данной правовой нормы показал, что среди указанных субъектов отсутствуют Генеральная прокуратура РФ, а также Министерство юстиции РФ. Можно предположить, что представляется необходимым внести соответствующие изменения в законодательство, наделив при этом указанные органы правом внесения в Государственную Дума проекта акта об амнистии. Данное предложение объясняется тем, что именно эти учреждения в полной мере обладают информацией, необходимой для принятия решений о целесообразности издания актов амнистии. Генеральная прокуратура РФ – орган, который является одним из основных в сфере борьбы с преступностью в рамках осуществления надзора. Как известно, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3] в качестве отдельного вида выделяет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Тем самым, при осуществлении данного надзора сотрудники органов прокуратуры непосредственно сталкиваются с проблемами осужденных, связанных с их содержанием в уголовно-исправительных учреждениях, а также с деятельностью данных учреждений в целом. Что касается необходимости наделения Министерства юстиции РФ правом внесения проекта акта об амнистии, надо сказать, что она обусловлена нахождением в ведении данного органа уголовноисполнительной системы, включая исправительные учреждения и следственные изоляторы. В юридической литературе имеет место быть мнение относительно возможности предоставления субъектам РФ права объявления амнистии [7, с.212]. Полагаем, что с данной точкой зрения согласиться не представляется возможным, поскольку, это послужит основанием ослабления связи субъектов РФ с федеральным центром, вплоть до возникновения сепаратистских настроений. Обязательным условием применения амнистии должен выступать централизованный характер ее применения. Стоит учитывать, что амнистия не носит личный характер, под ее действие подпадают чаще всего целые группы лиц, объединенные общими признаками

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Морозов О.В. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА АМНИСТИИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ // Вестник науки №5 (38) том 1. С. 90 - 95. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4396 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4396



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.