'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 1
  4. Научная статья № 16

Просмотры  166 просмотров

Седова Т.В., Чорновол Е.П.

  


ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ РАБОТ НА НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ *

  


Аннотация:
в статье исследуются отдельные аспекты защиты прав коренных малочисленных народов Севера при осуществлении геофизических работ на нефтегазоконденсатном месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе   

Ключевые слова:
защита прав, коренные малочисленные народы, недропользователи, геофизические работы, нефтегазоконденсатное месторождение, ЯНАО, этнологические экспертиза и мониторинг   


Север - это высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обуславливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. К районам Севера относятся полностью или частично территории 6 республик, 3 краев, 10 областей и 8 автономных округов. Здесь проживает свыше 11,7 млн. человек, из них более 200 тыс. человек - представители 30 коренных малочисленных народов Севера [1]. В Ямалоненецком автономном округе проживает порядка 20% от общей численности коренных народов России [2]. Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. Здесь сосредоточены значительные запасы углеводородного, фосфорного и алюминийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93 % природного газа, 75 % нефти, включая газовый конденсат, 100 % алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90 % меди, никеля, 2/3 золота, половина лесной и рыбной продукции. Но, к сожалению, приходится констатировать, что освоение и разработка топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и водных ресурсов в арктических и северных регионах оказывает негативное влияние на жизненный уклад коренных малочисленных народов Севера, экономической базой которого являются возобновляемые природные ресурсы. Так, в процессе выполнения геофизических работ на нефтегазоконденсатном месторождении в ЯНАО наносится различные виды ущерба. 1. Техногенный ущерб водной среде: - попадание в водоемы нефтепродуктов, жидких бытовых отходов, других производственных отходов; - вырубка леса в водоохранных зонах водоемов; - вмораживание в лед на переправах стволов деревьев, веток кустарника, сучьев, завалка русел рек землей, лесом при строительстве переправ, что приводит к образованию заторов, дамб, нарушающих естественный сток, ход миграции рыбы, кислородный баланс воды; - разрушение берегов рек бульдозером. 2. Техногенный ущерб земле: - разрушение обрывов бульдозерами, образование искусственных водостоков, оврагов; - засорение дорог по сейсмопрофилям производственными и бытовыми отходами. 3. Техногенный ущерб атмосферному воздуху: - загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания работающих дизельных двигателей; - сжигание отработанных масел. 4. Техногенный ущерб животному миру: - шум работающих двигателей и взрывание зарядов ВВ распугивает животных, вызывает их миграцию; - разрушаются места обитания животных; - нарушение сроков охоты; - запрещенный отстрел оленей, пушистых зверей, пернатой дичи [3, с. 109]. Основными негативными факторами уменьшения природных ресурсов действиями нефтедобывающих компаний являются: увеличение таких промышленных объектов, как буровые, карьеры, дороги, скважины, профиля, изыскательские и разведочные работы; как вырубка леса, массовые прорубки просек недропользователями, уменьшение кормов животных, засухи и т.д. Традиционно основополагающую роль в хозяйственной деятельности родовых общин в районах Севера играет охота, переработка и реализация продукции охотничьего промысла. Занятие мясным и пушным промыслом является для местных жителей исконно сложившимся хозяйственным занятием. В охотничьем промысле коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный хозяйственный образ жизни, основой является охота на соболя. Роль пушного промысла, а, следовательно, и роль ресурсов соболя в  условиях Севера, является не столько экономической, сколько социальной. Охотничий промысел - это самая распространенная форма зимней занятости малочисленных народов на Севере, где промыслом в той или иной степени занимаются до 80 % мужского населения. Поскольку нефтегазодобывающие сооружения располагаются обычно на значительном расстоянии от населенных пунктов (от 35 км и более), постольку они оказывают непосредственное воздействие на разрушение охотничьих угодий. Кроме пушного промысла одними из основных объектов промысловой и любительской охоты родовых общин являются дикий северный олень и лось, которые представляют огромную ценность в качестве мясной продукции. Исторически сложившимися дополнительными направлениями хозяйственного самообеспечения коренных народов Севера являются рыболовный промысел и сбор дикоросов [4, с. 13]. Поэтому, как верно отмечает А.С. Матвеев, одной из важнейших глобальных характеристик экономики Крайнего Севера является то, что она складывается под воздействием двух противоречивых факторов. С одной стороны, добывающая промышленность является важнейшей составной частью экономической системы любой северной страны и обеспечивает весомую часть ВВП и налоговых поступлений. С другой стороны, организация жизни и производства на Севере, является чрезвычайно затратной. Балансировка между этими двумя факторами и обуславливает основные черты экономики мирового Севера [5, с. 10]. В значительной мере разрешению данной коллизии служит современная нормативно-правовая основа Российской Федерации взаимодействия коренного населения и недропользователей, представляющая собой комплекс федеральных и региональных правовых актов, к числу которых относятся: Федеральные законы от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон о соглашениях о разделе продукции) [6], от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»  (далее – Закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов) [7], Постановление Правительства РФ от 31.12.1997 № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» [8] и принятое в его развитие Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [9], Законы Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.05. 2010 № 52-ЗАО (в ред. от 23.12.2019 № 111-ЗАО) «О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе» [10] и от 26.06.2012 № 56-ЗАО (в ред. от 06.10.2020 № 101-ЗАО) «О недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе» [11], Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждена постановлением Законодательного Собрания ЯмалоНенецкого автономного округа от 09.12.2009 № 1996 [12].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Седова Т.В., Чорновол Е.П. ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ РАБОТ НА НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Вестник науки №5 (38) том 1. С. 96 - 105. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4397 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4397



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.