'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 1
  4. Научная статья № 17

Просмотры  124 просмотров

Галанина Д.С., Очередько Ю.В.

  


ЕВРАЗИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ *

  


Аннотация:
Евразийство как одно из наиболее содержательных и разработанных направлений российской общественной мысли, но имевшее основательные истоки в предшествующей идейной жизни, продолжает привлекать внимание многих ученых, общественных деятелей и политиков   

Ключевые слова:
евразийство, цивилизация, культура, взаимодействие   


Термины «Евразия», «Евразийский» и «Евразийцы» всегда были и являются одними из наиболее сложных и неоднозначных определений. В своем геополитическом измерении термин «Большая Евразия» гораздо новее определений Савицкого, фон Гумбольдта и Маккиндера. «Большая Евразия» здесь выступает как политический конструкт. Его еще называют проектом «Большого евразийского партнерства». Данный проект подразумевает создание сети зон свободной торговли и сопряжение региональных интеграционных процессов на всем евразийском материке. В итоге должно получиться общее пространство «от Лиссабона до Шанхая». Основная цель – содействие экономическому процветанию и развитию благосостояния национальных экономик через разные форматы и степени экономической интеграции материка. Термин «Большая Евразия» в качестве замены устаревшей концепции «Большой Европы» (т.е. общего пространства «от Лиссабона до Владивостока») в научный обиход впервые внесли эксперты Валдайского клуба и Высшей Школы Экономики Сергей Караганов и Тимофей Бордачев. Затем на высшем государственном и международном уровне данная концепция была выдвинута президентами России В.В. Путиным и Казахстана Н.А. Назарбаевым на ПМЭФ в 2016 году. Владимир Путин в своем выступлении заявил: «Мы […] предлагаем подумать о создании Большого евразийского партнёрства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран. И конечно, имею в виду наших партнёров по СНГ, других заинтересованных государств и объединений». Можно отметить, что главными двигателями и полюсами интеграции большого евразийского пространства выступают ЕАЭС и Китай. Если ЕАЭС пока сосредоточился на продвижении внешне-правого оформления через торговые переговоры, то Китай планирует заполнять эту внешнюю «мягкую» инфраструктуру своей «жесткой», т.е. физической транспортноинфраструктурной инициативой под названием «Пояса и Пути», о котором президент КНР Си Цзиньпин публично объявил в 2013 году в Астане 1 с. 103- 117. О планах по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) было объявлено 8 мая 2015 года. Оно направлено на эффективную транспортно-инфраструктурную связку Китая с Европой, и, одновременно, на социальноэкономическое развитие регионов Евразии вдоль транспортно-логистических коридоров данного проекта. ЭПШП является сухопутной частью более широкой китайской инициативы «Пояса и Пути». Другой важной транспортно-инфраструктурной артерией для связки континента мог бы стать международный коридор «СеверЮг». Главными сторонниками данного проекта принято считать Индию и Иран. В то же время, необходимо признать, что их стратегии по продвижению данного коридора пока невнятно оформлены, а то и вовсе отсутствуют. То же самое касается и самого ЕАЭС, где пока не выработана своя концепция развития транспортных коридоров по оси «Север – Юг» 2 с. 108. ЕАЭС пока приоритетно концентрируется на создании сети зон свободной торговли со странами «Большой Евразии». К началу 2015 года более 50 стран мира заявили о своем желании наладить тот или иной формат сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. В 2016 году вступила в силу ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. А 14 мая 2018 года в Сочи состоялось подписание соглашения о не-преференциальном торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем. Данное соглашение нельзя считать зоной свободной торговли, т.к. оно не предполагает снижение тарифных барьеров. Вместо этого, оно направленно на взаимное улучшение инвестиционного климата, упрощение таможенных процедур и снижение иных нетарифных барьеров к торговле. Поэтому данное соглашение необходимо рассматривать в контексте сопряжения ЕАЭС и ЭПШП 3 с. 5-26. Несомненно, незаменимым элементом формирования «Большого евразийского партнерства», но пока очень далеким от реализации, является идея общего экономического пространства между ЕС и ЕАЭС. Ряд известных противоречий пока не позволяют лидерам обеих интеграционных объединений начать обсуждение на официальном уровне по поводу «интеграции интеграций». Прежде всего – украинский кризис и связанный с ним кризис в отношениях  между ЕС и Россией. В то же время существует ряд убедительных предпосылок для создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Европейскому союзу интересны доступ к сырьевым богатствам и к сравнительно качественному человеческому потенциалу ЕАЭС, а также расширение рынка для сбыта своей продукции. Евразийскому экономическому союзу нужны европейские инвестиции и связанный с ними трансфер высоких технологий. Обеим союзам важна стабильность спроса и предложения на рынке энергоносителей. Таким образом, Большая Евразия воспринимается преимущественно как: - концепция, задающая интеллектуальную рамку для взаимодействия государств континента; - некий ареал международного сотрудничества на евразийском материке, пространство, конструируемое и организуемое трансматериковыми коммуникациями или коридорами, а также коридорами регионального характера (субконтинентальными), связывающими отдельные регионы России с прилегающими странами; - региональное или макрорегиональное международное сообщество, в основе которого лежат не история или цивилизационная общность и даже не количество экономических проектов и взаимозависимость, а особое качество и интенсивность политических отношений между образующими его государствами, прежде всего между Россией и Китаем; - структура, инициированная необходимостью объединения усилий для противостояния вызовам коллективного Запада, чей экономико-географический смысл состоит в строительстве долгосрочной и устойчивой континентальной евразийской интеграции посредством активизации международных хозяйственных связей и сооружения транспортных коридоров, что тем самым содействует преодолению транспортно-коммуникационных ограничений ультраконтинентальных стран и районов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Галанина Д.С., Очередько Ю.В. ЕВРАЗИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ // Вестник науки №5 (38) том 1. С. 106 - 110. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4398 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4398



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.