'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  183 просмотров

Галаева М.И., Борова А.Р.

  


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности систематизации женских образов в творчестве русских писателей в интерпретации современного литературоведения. Автором выделяются наиболее актуальные аспекты женского характера в творчестве Ф.М. Достоевского с целью обобщения художественных приемов создания женского образа в литературном произведении. В качестве вывода автором выделена в общей структуре женского портрета крайняя степень актуальности и остроты связи женского образа с происходящими в обществе социальными явлениями   

Ключевые слова:
образ, женский образ, женских портрет, Достоевский   


Степень изученности литературного наследия Ф.М. Достоевского достаточно широка, как в отечественном литературоведении, так и зарубежном. При этом отметим, что, научные труды, касающиеся изучения в литературе художественного образа, в большинстве своем указывают на то, что предмет данного исследования является непростым и многогранным понятием, характеризующийся самодостаточностью, наличием экспрессии, соотнесенностью с реальностью, единением совокупного с частным, а также разнообразием собственного проявления, наблюдаемого в тексте художественного произведения. Рамки интерпретации художественного образа обуславливаются общей границей между литературоведением и лингвистикой [4]. В XIX веке женский образ наиболее ярко проявился с учетом социальнообщественного отражения действительности в творчестве Ф.М. Достоевского. В это же время критики начали предпринимать попытки классификации женских образов, используемых писателем в своих работах. На этом вопросы, связанные с выделением типологических признаков женских образов «по Ф.М. Достоевскому» не закрыты и до сих пор, сохранив актуальность и в последующие периоды, подталкивая современных исследователей к анализу литературного наследия Ф.М. Достоевского с различных сторон. В течение всей истории исследований, было разработано и сформулировано множество критериев, выступающих основой для выделения отдельных типов раскрываемых писателем женских образов, однако нет единой универсальной классификации. Анализируя творчество Ф.М. Достоевского, невозможно не отметить некоторые специфичные категории женских образов, которые достаточно формально разграничены в доминантности. Особенно выделяются черты характера, которыми наделяет писатель женщин в своих произведениях – они конкретны и обозначают смирение, юродство, гордость, меркантильность. Такие образы не только являются градационными (разделяющими), но и объединяющими женщин по этим характерным чертам характера, проявлению в поведении при том, что социальный статус или другие условия жизни женщин могут быть различны [1] . Юродивый женский образ (у Ф.М. Достоевского Лизавета Смердящая и Марья Тимофеевна Лебядкина) может содержать именно данные черты в рамках искаженных черт личности. Хотя, если отметить некоторые субъективные моменты понимания юродства, то Соня Мармеладова тоже принадлежит к этой же категории. Раскольников именно так объясняет излишнюю нервозность и напряженность Сони, когда она читает Евангелие («Юродивая! Юродивая!»). Такие же черты в противовес Соне Мармеладовой, которая в некоторых типологических характеристиках предстает как «святая», «жертва» и, одновременно «юродивая», Ф.М. Достоевский причисляет и к сестре процентщицы Лизавете. В «Идиоте» Мышкин воспринимает юродивость Настасьи Филипповны в рамках некоторого эксцентричного поведения. В целом, мы можем определить женский образ как юродивый – это образ женщины, которая отличается от всех остальных своим поведением, порой странным, порой чудаковатым, но всегда имеющей под своей основой совершенно другой тип. То есть юродивая положительная черта в женском образе – это отличие от других, выделение из толпы, и, юродивая отрицательная черта – вульгаризм, хабальство, экзальтированность, нарушение правил и приличий. Для понимания общей системы выстраивания женского образа необходимо отметить, что практически всегда (за исключением выше приведенных примеров поведенческих стилей юродства), за женским характером стоят истинно женские качества. Одновременно следует выделить то, что у Ф.М. Достоевского, как правило, кроткие героини, соответствующие представлениям об идеальной женщине, относятся к категории «падших». Несмотря на некоторую парадоксальность, данное обстоятельство имеет место быть, что неоднократно выделялось различными исследователями творческого наследия Ф.М. Достоевского, предпринимавшими попытку обосновать данную черту с позиции психоанализа[3], в контексте религии [2] и пр.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Галаева М.И., Борова А.Р. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Вестник науки №5 (38) том 3. С. 6 - 12. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4404 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4404



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.